История испанского танца Фламенко — индивидуальность и свобода

Этот испанский песенно-танцевальный спектакль стал символом, гимном индивидуальности и свободы.

История. Испанский танец фламенко 

Описание нашей программы обучения танцу фламенко читайте здесь.

Испанский фламенко, или канте (пение) фламенко — практически одно и то же. Этот песенно-танцевальный спектакль стал символом Испании и изучается во многих странах от США до Японии.

В России интерес к этому испанскому танцу существовал всегда. Что же это такое – фламенко: музыка, танец, пение, стиль жизни?

«Зажигательная музыка и стук каблуков. Огромная роза в волосах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести» — и это всего одна из множества тем Фламенко. Цитаты из путеводителей и яркие краски глянцевых страниц – только маленькая презентация такого своеобразного и невиданного  соединения ритма, голоса и движения.

Как удалось создать этот уникальный сплав музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле), точно не знает никто. Ясно лишь одно: готовила его душа испанца, печью был знойный юг страны – Андалусия, а материалом стало невероятное смешение европейских и восточных культур, оставивших свой такой чудесный подарок  на прекрасной земле Испании.

Корни канте фламенко уходят вглубь веков. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой. Античные авторы уже тогда с удивлением замечали, что даже законы свои тартессийцы писали в ритмизованной форме, изложив их в «Шести тысячах стихов».

Что вообще удивительно: для испанца песня и сегодня – это органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня – первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает всю жизнь испанца, и песня – последнее, что звучит над его прахом. И на его родине поёт всё, не только ветер и море: в прямом смысле поёт кузнечик, поёт собака, и даже есть песня змеи.                                                                     
Несомненное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II – Х в. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами.               

С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалусская музыка». Словно губка, впитав некоторые формы и жанры испанской музыки, она создает свои, отдавая взамен ритмы, чарующие мелодии пустыни, темы зноя, любви и страсти…

В XV –XVI в. в. на древнюю землю Андалусии пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. И более того, видимо, соприкосновение «цыганского» и «андалусского» высекло ту искру, что привела к окончательному оформлению жанра фламенко. Кстати, единого мнения о самом термине «канте фламенко» нет. Одна из версий трактует его как «пение андалусских цыган», и сами они до сих пор остаются главными хранителями и лучшими исполнителями этого чуда. Но чтобы оно родилось, потребовалось триста лет отчаянной борьбы пришельцев с местными жителями, которые вели осёдлый образ жизни. Опять десятилетиями на древней земле лилась кровь, звенела сталь, стлался дым пожаров – цыгане упорно стремились сохранить право кочевой свободы. И их преследовали, разоружали, высылали из страны, загоняли в пещеры. А там, у костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о своем сиротстве, о своей потерянности, о жизни, похожей на смерть, и – вдруг – о внезапном свете озарившей ее любви.

Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко еще больше усиливает  его импровизационный характер. Даже в наши дни большинство музыкантов (токаоров) не имеют специального музыкального образования и не знают нот, однако, несомненно, обладают природной музыкальностью и великолепной памятью, позволяющими создавать удивительные импровизации.  Кстати, сам импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.  И тогда рождается удивительная живая красота музыки фламенко. А когда появляется третий участник действа – байлаор (танцор), то рождается целый мир, восхищающий любого, кто соприкасается с ним.

В Андалуссии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть, особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле – танца, берущего начало где-то в глубине многих столетий.

Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, «устремленная» постановка тела…Миг неподвижности… И россыпь дроби – каблуки ног легко и ясно отбивают ритм, приглашая следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым бархатным тембром голоса кантора – быстрый поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся какой-то восточной, гибкой пластикой их движений. Вот оно начало волшебства танца фламенко, его душа, та таинственная сила, без наличия которой невозможно донести его мощь и полноту чувств. У байлаора гораздо большая свобода импровизации, чем у певца и гитариста. Отсюда и отсутствие нужды в широком сценическом пространстве, но зато требование пространства внутреннего – полноты души.

Любопытно, что укоренилось мнение о кастаньетах как непременном атрибуте канте фламенко. Однако чаще всего ритм отбивается ногами, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Используются и кастаньеты, но чаще в самых популярных танцах или обработанных для не слишком взыскательной аудитории. Наиболее чистые формы фламенко их избегают, ибо использование кастаньет решительно ограничивает возможности страстной и выразительной игры рук.

Канте фламенко – великолепное представление, окрашенное сильными эмоциями и переживаниями. Оно оказало влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей – фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и др. О них спорят, их отвергают или с ними соглашаются. Что делать – таков уж этот стиль, любящий индивидуальность и свободу.  А познакомиться с ним  сегодня в Испании можно в залах и кафе, предназначенных для туристов, на концертах известных танцевальных трупп и исполнителей, гастролирующих по всему миру.                                                                                                                                                                   

Вот и в Москве существует несколько танцевальных школ, где также можно посещать занятия фламенко, ощутив себя свободным, гордым, статным  и удивительно красивым человеком, наполняясь в процессе уроков собственной силой и уверенностью.
Движения испанского танца помогают приобрести и поддерживать осанку, многочисленные  ритмиические рисунки ногами создают чувство опоры и надежности, а грациозные и эмоциональные  движения рук развивают и поддерживают коммуникативные навыки.