Обучение танцам — интервью

В Московском Центре Современного Танца уделяется внимание не только обучению танцам, но и качеству обучения, эффективности программ школы танцев, степени их функциональности для своих учеников.

Руководитель Московского Центра Современного Танца Островская Ульяна рассказывает о том, как построена работа в школе студии танцев и телесной эстетики.

Ульяна, ответьте, как специалист, чем занимаются методисты в школе танцев?

В Московском Центре Современного Танца методист занимается  проверкой эффективности программ Центра, степени их функциональности для учеников,  приходящих на занятия танцами. В соответствии с результатами  корректируется методика проведения наших  уроков танцев и наполняемость танцевальным материалом. Точнее — методист  у нас не один. Все преподаватели, практикующие в школе танцев, занимаютcя методической работой.

Насколько часто в танцевальных школах работают такие специалисты?

 Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Наверное, это в большей степени зависит от конкретной школы танцев в Москве.

Для кого полезна в первую очередь Ваша деятельность: для преподавателей или учеников Вашей школы?

 Думаю, что для тех и других в равной мере. Повышается профессионализм преподавателей — уроки танцев становятся более интересными, содержательными, наполненными и результативными для учеников, посещающих занятия. Их становится больше,  значит  у нас есть работа.

Сформулируйте методический принцип, на котором базируется работа Вашего Центра танца, является его визитной карточкой.

Почувствовать красоту и природную грацию своего тела. Через танец, умение свободно соединять движения на уроках прийти к внутренней психологической свободе, а затем, снова — к свободе самовыражения, возможно не только в танце. Пропорция, гармония, эстетика, грация, чувственное удовольствие — путь к развитию и самосозиданию.

На каких танцевальных программах для школы Вы остановились?

 Составляя программы, мы старались охватить все многообразие популярных ритмов, под которые можно танцевать. Плюс, танцевальные стили, опираясь на ритмические особенности музыки, имеют свои характерные движения, которые и задают данный стиль. Например, «салонные танцы»  — бальные танцы — еще называют «гладкими танцами», потому что при движении стопы ног мягко «скользят» по зеркальному паркету бального салона. И так можно охарактеризовать любую танцевальную программу.

Есть ли разница с точки зрения методики обучения танцам в преподавании различных танцевальных программ, на что нужно обращать особое внимание?

Есть техника исполнения того или иного танцевального стиля, и преподаватели – специалисты в  области танцев. А методика преподавания, ведения уроков, используемая в школе танцев, применима в любой танцевальной программе. Зная танцевальную технику, поняв методику, можно проводить занятия по нескольким программам.

Какие особенности отличают обучение танцам индивидуально и в группе?

На индивидуальных уроках танцев преподавателю необходимо понять особенности движения конкретного человека и сложности, возникающие в процессе его научения, учитывая чего хочет от занятий танцами именно этот человек. И, исходя из этого, строить уроки танцев: наполнять их движениями и задавать интенсивность занятия.

Групповые уроки рассчитаны на среднюю скорость восприятия конкретной группы, они выполняют важную роль социализации наших учеников, такие занятия больше ориентированы на обучение людей танцевать среди других, чувствовать пространство, не бояться быть смешным, неуклюжим, неловким в глазах других. Ведь сосед слева или впереди может так же «пыхтеть» над каким-то движением.

Если об этом помнить,  тогда и свои возможные трудности становятся не так уж страшны и непреодолимы.. Я считаю, что одинаково полезна может быть как одна, так и другая формы занятий танцами. И многие наши ученики их успешно сочетают.

Многие женщины в силу традиционных жизненных обстоятельств (работа, дети) получают наконец-то возможность заняться танцами в 40-45 лет. Есть ли специальные методики обучения женщин этого возраста, учитывающие их физические и психические особенности?

В нашей школе танцев мы не разделяем группы по возрастам. Есть одна категория — взрослые. В каждом человеке есть свое понимание музыки, танца, эстетики. Это понимание зависит больше от степени развитости и зрелости личности, от опыта,  от вкусовых предпочтений.

Конечно, если ориентироваться на занятия танцами профессионально, что предполагает профессию танцора, то необходимо начинать как можно раньше, когда тело более податливо в обучении сложным хореографическим элементам. Если же хочется просто для себя научиться, разобраться с ритмом, вновь почувствовать тело, понять, что грация не зависит от возраста, то не важно, когда ты приходишь в танцкласс — в 20, в 40, в 50.

Естественно, возникают мыслеформы по поводу  фигуры, комплекции, возраста, физической формы, и т.д. и т.п., но это всего лишь мысли, которые к танцам не имеют никакого отношения, и, если удается людям вспомнить о том, что танец, прежде всего, — это эмоция, состояние, настроение, что это песня нашей души, иногда грустная, иногда задорная, темпераментная, нежная, переменчивая, вот тогда все становится на свои места. Говорят, что душа не имеет возраста. Ну, и потом – не стоит «себя запускать», ведь сейчас столько возможностей поддержать себя в хорошей форме!

Могу только отметить, что часто участники занятий сталкиваются с проблемой не запоминания движений, некой растерянностью в вопросе свободного использования движений и произвольного соединения их. Моторные (двигательные) навыки направляются внутренними ментальными (мысленными) моделями, каждое движение нужно еще и осознать, что делает процесс обучения эффективнее.

И тогда ученикам  преподаватель может рекомендовать  более длительное продолжение занятий, чтобы визуальное и слуховое восприятие плюс вырабатывание практических навыков  привели в результате к осознаванию и, как следствие, к хорошему владению телом и свободному использованию танцевальных элементов. Тем самым получается очень хорошая гимнастика не только для тела, но и для мозга, улучшается логическое мышление, концентрация собственного внимания. Мысль конкретизируется и приводит к точному действию, движению в танце.

Многие наши ученики отмечают, что при более длительных занятиях танцами (более трех- шести месяцев) в жизни им становится легче выстраивать коммуникацию с окружающими, более точно планировать свои действия, решение проблем не приводит к сильным и затяжным эмоциональным стрессам.

Насколько комфортно представители этой категории учащихся чувствуют себя в Вашей школе танца?

Прекрасно, что у нас есть занимающиеся, попадающих в возрастную категорию старше 40 лет, причем, это представители обоих полов. Но хотела бы заметить, что мы совершенно не считаем себя после этого школой танцев «Кому за 30…» для одиноких  «уставших от жизни» людей. Этот возраст представлен респектабельными самодостаточными людьми, стремящимися наполнить различными удовольствиями свой досуг.

Какие особенности и тенденции в методологическом подходе к обучению танцам у московских танцевальных школ Вы бы могли отметить?

На мой взгляд, все зависит от цели – для чего человек учится танцевать. Ведь существуют различные способы  реализации собственных амбиций.  Стать профессиональным танцором и зарабатывать, танцуя. Или участвовать в соревнованиях, фестивалях, завоевывая награды,таким образом подтверждая, что ты -лучший.  Или заниматься саморазвитием для себя. Компенсируя недостаток движения в обычной жизни и учась получать эстетическое наслаждение, используя занятия танцами как один из возможных способов.  Уже в зависимости от цели используется танцевальный материал и выстраиваются уроки: постановки, прогоны, репетиции, тренировки, мелоданс.

Известно, что после прохождения курса учащимся не всегда удается начать танцевать самостоятельно. Используете ли Вы в Вашем Центре методики, пробуждающие артистизм, способность к импровизации?

Именно на это и направлены программы занятий танцами в нашей танцевальной школе: научиться танцевать не только на уроках.

Что, на Ваш взгляд, помимо танца помогает стать хорошим танцором?

Танцевать — это когда соединяются  музыка, эмоция и движение в одно целое. Хороший танцор — тот, кто может это осуществить наиболее точно и чисто. Чисто с точки зрения своей природной пропорции и грации, с ощущением утонченной эстетики. Развивать эти качества в себе, конечно можно не только с помощью занятий танцами. Вокруг масса  интересного. И все это к нашим услугам.

Вы сами танцуете?

 Жизнь – это танец. Я люблю танцевать.

И в завершение — несколько слов нашим читателям, которые интересуются танцами, но пока не решаются начать танцевать.

Вы знаете, что в человеческой природе заложено умение петь и танцевать, что человек сначала поет, а потом говорит, что наше тело практически всегда отзывается на ритм, как только мы его слышим? Так что все умеют танцевать, только не знают об этом, ну еще не знают пары-тройки танцевальных фигур, которые могут подчеркнуть красоту движения и показать, насколько человек искусно владеет своим телом.

Младенец, рождаясь, в процессе развития учится пользоваться своим телом, приобретая навыки, необходимые сначала для выживания, а затем, необходимые для продвижения вперед в своем становлении как человека, как личности. Но, поскольку в каждом теле есть душа, то всегда неизменно стремление человека к постижению красоты, пропорции и грации мироздания. Поскольку мы часть природы, Космоса, то всегда будем стремиться выразить единство с ними через эстетику того, что создаем вокруг: архитектуру, дизайн, живопись, поэзию, музыку, танец, собственную деятельность. И это естественно, как сама жизнь.

Богатая культура всегда говорит о внутреннем духовном богатстве. Ведь великие цивилизации и династии неизменно оставляли после себя огромный пласт духовного наследия, по которому мы можем понимать величие наших предков. Танцуйте! Ведь это еще одна возможность  познания  себя, одна из возможностей коммуникации друг с другом, возможность творить и двигаться вперед.