Что нас приводит в танцевальный зал

Что кроется за желанием людей научиться танцевать: стремление к самосовершенствованию, желание самоутвердиться, дань моде, бегство от проблем, поиск новых впечатлений?…

Нашу работу  мы   посвятили изучению того, что приводит людей в танцевальные классы и какие изменения происходят с ними в результате обучения танцам. Нас интересовало, что кроется за желанием людей научиться танцевать: стремление к самосовершенствованию, желание самоутвердиться, дань моде, бегство от проблем, поиск новых впечатлений?

Предлагаем нашим  ученикам и всем любителям танца – необычный материал – статью на основе   психологического исследования, проведенного на базе Московского центра современного танца в 2004-2005 г.г. Это исследование легло в основу выпускной квалификационной работы (диплома) автора, успешно защищенной  и вызвавшей особый интерес на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Сегодня результаты этого исследования мы предлагаем на суд широкой публики и надеемся, что они заинтересуют Вас,  заставят задуматься о сути танцевальных уроков, о происходящих изменениях Вашего  настроения, эмоций,  жизненного тонуса и т.д.

Тезис о взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга тела и психики кажется уже давно известным и неопровержимым, так же, как тезис о влиянии социума на личность и  лич­ности на социум. Часто, однако, упускается из виду то, что эти факты связаны между собой в реальности теснейшим образом. На самом деле, телесность оказалась «теоретически невидимой для психологии, несмотря на свою очевид­ность». Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельности, а телесность остается для нее чуждым (натурально орга­низованным и природно-готовым к жизни) качеством.

На сегодняшний день не существует единой общепризнанной концепции взаимосвязи тела и духа, а экспериментальные исследования их взаимовлияния, в большинстве случаев, ориентированы на анализ «патологической телесности»,  предпочитая ее изучению психосоматических законов «нормального» человека в практике повседневной жизни и интересов.

Пытаясь восполнить этот пробел,  мы посвятили свое исследование изучению влияния танцевальных уроков на  психическое состояние  взрослых людей, впервые проходящих курс обучения в танцевальных школах.

Танец – один из старейших способов проявления телесности человека. И прежде чем стать видом искусства танец  был средством приведения в гармонию души посредством телесных движений, путем опосредованного воздействия на психику человека, используя те или иные движения под музыку. Сегодня танцы – один из многих видов социальной деятельности человека, и, хотя он не является основным, тем не менее, на протяжении своей жизни каждый человек в той или иной мере соприкасается с танцами и, естественно, эта встреча оказывает влияние на человека, на его психические состояния.

Нашу работу  мы   посвятили изучению того, что приводит людей в танцевальные классы и какие изменения происходят с ними в результате обучения танцам. Нас интересовало, что кроется за желанием людей научиться танцевать: стремление к самосовершенствованию, желание самоутвердиться, дань моде, бегство от проблем, поиск новых впечатлений? Есть ли какие-то причины, общие для большинства людей, и какого типа эти причины – психологического, социального, физиологического?  Мы попытались понять, что влияет на эффективность обучения, от чего зависит успешность прохождения курса, какова степень совпадения ожиданий людей с их реальными результатами, какие параметры личности и психические состояния изменяются под воздействием обучения танцам.

При проведении своих исследований автор опирался на многолетний опыт, как профессионального танцора,  преподавателя танцев,  так и психолога,  а также на опыт своих коллег из различных танцевальных школ массового обучения.

Имея дело с самыми «обычными» людьми, которые приходят в школу танцев, чтобы научиться танцевать «для себя» многие учителя танцев сталкиваются с рядом проблем психологического характера. Большинство современных исследований посвящено танцу  как средству телесной терапии – самостоятельной  области психотерапии, либо танцу – как виду спорта, что сразу ограничивает круг проблем, связанных с психотерапевтической спецификой или с областью психологии спорта. Однако, последние 50 лет во всем мире, и последние 10 лет в России,  значительно возрос интерес людей к танцам как средству самовыражения, танцам – как неотъемлемой части социальной жизни, необходимому социальному навыку, без которого современная жизнь немыслима (как вождение автомобиля или владение компьютером).  Проведя анализ программ самых разных танцевальных школ, автор убедился, что только редкие специалисты задумываются о том, от чего зависит эффективность обучения танцам, каковы критерии этой эффективности, что значит «уметь танцевать».  Еще реже сами люди осознают, что приводит их в танцевальные залы, что происходит с ними в процессе занятий, как эффективно учиться и т.п.  Поэтому так часто возникает разочарование от неудач, от того, что, занимаясь годами, человек не получает удовлетворения, что результаты не такие, какими он рисовал их в своей  мечте.  Или, прозанимавшись несколько месяцев, решает, что уже «прошел курс» и «знает» танцы, зачем заниматься еще…

Авторы попытались исследовать особенности личности и психического  состояния людей, приходящих на уроки в танцевальную школу, а также характер и динамику изменений, происходящих в результате обучения. Все исследования проводились открыто и носили исключительно добровольный характер.

Вот какие результаты мы получили:

На уровне тенденций, присущих большинству занимающихся танцами  можно отметить, что:

  1. для представителей обследованной  выборки характерно представление о себе как об очень отзывчивом, дружелюбном, справедливом и самостоятельном человеке.  В целом, испытуемые показали высокий уровень самоценности;
  2. поиск новых впечатлений может быть признан  общим, закономерным побудителем начала обучения танцам для взрослых людей;
  3. наиболее распространенной целью занятий танцами  является  желание стать более свободным и раскованным физически, почувствовать свое тело, расширить возможности владения своим телом;
  4. наши испытуемые обладают гибкой системой атрибуции, полагая, что значимые события в их жизни являются результатом совместного влияния собственных действий и внешних факторов. Отличительной особенностью нашей выборки является принятие ответственности за личные взаимоотношения на себя, при отказе от ответственности в производственных отношениях (ее делегировании  руководству и  коллегам). При этом существенная часть наших испытуемых с большей готовностью принимает  на себя ответственность за успехи, чем за неудачи, что частично опровергает первоначальную гипотезу о том, что люди, приходящие в танцевальную школу не уверены в себе, боятся брать на себя ответственность за события, происходящие с ними в жизни, обладают низкой самооценкой;
  5. представители выборки отличаются повышенным эмоциональным тонусом;
  6. люди, впервые пришедшие на занятия танцами, в большинстве своем, ощущают эмоциональный подъем, возбуждение, радость, хорошее самочувствие;
  7. участие в программе обучения танцам оказывает определенное воздействие на психологическое состояние личности, как и предполагал автор работы. Так, с момента начала занятий у наших испытуемых достоверно снизился уровень напряжения, уровень субъективно переживаемой фрустрации, уменьшилось чувство одиночества, снизился уровень ситуативной тревожности и возрос уровень комфортности;
  8. Кроме того, по собственным оценкам участников, танцевальные уроки делают более независимыми от партнера, от качества музыки, от собственного настроения и от внешней обстановки, позволяя им свободнее самовыражаться в движении.

Нам  кажется важным продолжить подобные психологические исследования  в нашей  танцевальной школе с тем, чтобы сделать танцевальные занятия  более эффективными, актуальными и интересными для  его участников, а также более осмысленными и профессиональными для своих преподавателей-учителей танцев.  Потому что нам искренне хочется, чтобы наши с Вами занятия  приносили  удовлетворение,  радость и удовольствие.
Что нас приводит в танцевальный зал сейчас?