Вернуться к себе или возможность изменить жизнь, танцуя

«Научиться танцевать» — мечта миллионов. Сейчас никого не удивляет утверждение, что в человеке изначально заложена способность к ритмическому движению и необходимо лишь «вернуться» к естественности

dande5Перед желающими научиться танцевать распахнули двери  школы массового танца и частные элитные танцевальные студии, а в ночных клубах проходят открытые уроки по самым экзотическим направлениям современного танца. Казалось бы, количество свободно, легко и красиво владеющих своим телом людей должно увеличиваться не по дням, а по часам — и в скором времени никто не будет скромно сидеть в стороне от танцующих и отказываться, ссылаясь на недомогание, в ответ на предложение «пойти потанцевать»…

Однако, стоит лишь зайти в любой клуб, оглянуться вокруг — и вы заметите: несмотря на потраченное в танцевальных школах время, людям не хватает свободы движений и уверенности, нет той легкости, изящества и естественности, которые свойственны профессиональным танцорам. Возможно, вы и сами не раз сталкивались с подобной проблемой…

В чем же дело? Может быть, неверно была выбрана школа танцев или танцевальная программа? А может, с вами работал недостаточно квалифицированный преподаватель? Или решение научиться танцевать было не лучшей вашей затеей, и в результате вы лишь еще раз убедились в своей «танцевальной бездарности»? Давайте попытаемся найти ответы на все эти вопросы. Возможно, это поможет нам избежать ошибок и развеет иллюзии, свойственные людям, решающим «изменить свою жизнь» и «научиться танцевать».  Слова «изменить свою жизнь» и «научиться танцевать» не случайно взяты в кавычки. Что же стоит за этими выражениями?

«Научиться танцевать» — мечта миллионов. Сейчас никого не удивляет утверждение, что в человеке изначально заложена способность к ритмическому движению и необходимо лишь «вернуться» к естественности, избавившись от стереотипных привычных установок, мешающих проявить себя!  Что же делать? Как?   Многие  объясняют свое неумение петь или танцевать тем, что они этому не учились. Некоторые считают, что только под бдительным надзором и руководством «опытного учителя танцев» можно постичь все тонкости этого мастерства, научиться владеть своим телом, «чувствовать музыку», копируя и перенимая манеру движения преподавателя.

dande4Есть и другое мнение: раз способность заложена, значит мы сами без живого участия профессионального преподавателя в состоянии отличить «правильное» движение от «неправильного», сами можем понять, что помогает, а что мешает нам двигаться легко и естественно.Тем более есть видео-курсы.

Учитель танцев — это человек, несколько лучше других знающий особенности, тонкости и секреты «танцевальной техники» (если таковая вообще существует). Настоящий профессионал умеет пробудить в ученике процесс осознавания собственных движений, помочь научиться  контролировать и, если это необходимо, корректировать свои действия в соответствии с  универсальными принципами, лежащими в основе любых телесных движений (в том числе и танцевальных).
Большинство специалистов сходятся во мнении, что бессмысленно учить людей только определенным последовательностям движений в разных танцах (на профессиональном языке — «связкам»). Механическое повторение не есть танец! Необходимо научиться основным принципам рождения и поддержания движения в теле, чтобы понять, как добиться удобного и естественного движения, как самому создавать красивые, гармоничные соединения фигур, соответствующие музыке и передающие внутреннее состояние танцующего.

dande3Важно не количество выученных фигур, а качество и осознанность исполнения. Даже именитые профессиональные танцовщики признаются, что редко используют многочисленные сложные па из своего арсенала, танцуя в кругу людей, далеких от танцев. Уровень владения своим телом, понимание того, что и как нужно делать, чтобы движение стало гармоничным, приводит окружающих в восторг. Что ж, прекрасная цель обучения — умение использовать свое тело для выражения себя через движение, музыку, танец.

Главная проблема заключается в следующем: несложно объяснить  основные принципы — гораздо сложнее начать их  свободно применять  в танце. Особенно непросто сделать это в группе, ведь каждый по-своему воспринимает окружающий мир, слышит музыку, у каждого сложился свой собственный «образ себя», не говоря уже о моральных установках, эстетических вкусах, представлениях о красоте и естественности, собственной реакции каждого  на окружающих.

В итоге учитель танцев сталкивается с тем, что эти «основные принципы», пройдя сквозь восприятие каждого человека в группе, на выходе иногда приводят к неожиданным результатам. Особенность обучения в группе такова, что  преподаватель,  бывает, не имеет возможности устранить индивидуальную причину того, что мешает конкретному ученику с минимальными усилиями добиться нужного результата. Не потому, что «группа большая», «преподаватель не уделяет внимания», а потому что причины индивидуальны.

dande2В этом случае более эффективны индивидуальные занятия  танцами ученика с преподавателем. В последнее время такой вид обучения не менее популярен. Стоимость его на порядок выше стоимости групповых занятий, но и отдача несравненно больше, чем в группе. Учитель танцев получает возможно  учесть как физиологические, так и психологические особенности ученика с тем, чтобы наиболее точно и быстро помочь ему овладеть навыками и умениями, необходимыми для обретения естественной грации и свободы движений.

Подобные индивидуальные занятия в школе танцев, или, как их называют в профессиональной среде, «мастер-классы», имеют еще одно несомненное преимущество: работая со своим телом, изменяя привычки в движении, ученик преображается  внешне (улучшается осанка, появляются грация, плавность, четкость движений, развивается координация). Такие индивидуальные уроки танцев  помогают привести в соответствие внутренее состояние и внешние проявления, связанные с движением, действием.

Групповые занятия танцами не менее интересны. Во время  занятий в группе мы учимся располагать себя в пространстве среди других  людей, использовать движения в соответствии с  ощущением собственной степени свободы в этом пространстве и в собственном движении.

Решая «изменить свою жизнь», придя в школу танцев, большинство  и не подозревает, какие прекрасные перемены могут произойти в их жизни благодаря танцевальным урокам. В ходе занятий танцами появляется осознанное отношение к своим телесным проявлениям как средству выражения своего  внутреннего мира.

Каждый постигает для себя  свою жизнь в собственном  теле и учится проживать ее с удовольствием.