Занятия танцами — еще одна великолепная возможность культурного развития.

Люди всегда в своем творчестве находятся в поиске критериев развития, красоты, гармонии, величия, богатства. Если бы в нашей деятельности не присутствовало одухотворенное творчество, вряд ли бы человек что-то изобрел — от простого механизма до сложнейших архитектурных сооружений и научно-технического прогресса…

Занятия танцами  — еще одна из многих великолепных возможностей культурного развития. Какую пользу нам приносит это культурное развитие можно понять, выделив функции и назначение культуры, закономерности развития культуры в целом и ее отдельных составляющих.

В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие  духовному развитию человека, раскрытию его талантов (не только в области искусства).  С этой точки зрения – насколько хорошо культура способствует развитию  человеческой личности – человек есть мера культуры.

Культура помогает человеку  приспосабливаться к данному обществу,   интегрироваться в него (функционально объединиться с ним в единое целое),  выполняя,  таким образом,  функцию адаптации.

Близкой к ней является функция социализации, т.е. приобщения человека к обществу,  когда человек становится членом человеческого коллектива.

Важной следует признать нормативную функцию:  культура,  действуя  как система норм и правил человеческого  общежития,  регулирует жизнь человека и общества  и взаимоотношения людей,  удерживая их в границах  дозволенного.

Ценностная функция культуры проявляется в том, что культура,  будучи по сути своей системой ценностей,  формирует у каждого человека личную систему ценностей, т.е. круг потребностей и установок на определенные  виды деятельности.

Познавательная функция   культуры выражается в развитии наук и нацеливает человека и общество на дальнейшее познание мира. Чем лучше и эффективнее выполняется эта функция, чем активнее общество усваивает научные достижения, тем быстрее будет идти его развитие.

Культура служит так же средством передачи от поколения к поколению  накопленного опыта. У человека нет генетической памяти на то, что изобретено, создано, открыто, и другого способа передать потомкам информацию о мире, кроме как через культуру, пожалуй,  не существует.  Поэтому культуру называют социальной памятью человечества.

Одной из основополагающих проблем  науки  культурологии  является поиск законов  культурной эволюции общества.  На вопрос,  действительно ли существуют  законы развития культуры, практически все авторы отвечают  утвердительно, отвергая идею  о хаосе и нецелесообразности  культурного процесса.

Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов  —  живописи,  литературы,  музыки.  К настоящему времени   выделены следующие закономерности  и законы в развитии культуры.

  1. Культура обладает способностью  к  воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того,  что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов  общественно-экономической и культурной жизни.
  2. Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других – это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.
  3. Установлено,  что в любой культуре можно выделить две линии  —  устойчивую (консервативную) и  развивающуюся (новаторскую). Наиболее устойчивыми элементами культуры  являются нематериальные элементы —  традиции, обряды, обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе.  В обществе носителем этой линии выступает, как правило, крестьянство.  И чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры  —  народный дух, менталитет (мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, что создает соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми).  Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является  город  —  центр и воплощение цивилизации.  Эта закономерность проявилась в глубокой древности,  на заре человеческой истории и действует до сих пор.  Культурологи  справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так французский историк Ф. Бродель (1902 – 1985) составил великолепное описание  жизни и быта многих крупнейших городов мира.
  4. Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывает свой стиль общения. Также каждый культурно-исторический тип формирует свой идеал человека.  В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный  человек, способный  на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая  талантливая  личность. Человек умный, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для общества  Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом  культуры, сам в свою очередь сильно воздействует на культурное развитие данного общества.
  5. Культурологи отметили, что в культуре нет мелочей, и действует принцип  «все говорит обо всем»: показателем уровня культуры, ее специфики может быть и система религиозных верований, и мифология, и домашняя утварь, и пища, и одежда,  и стиль общения. В то же время действует закон приоритетности культуры в развитии общества, согласно которому наиболее важными являются моральные принципы и ценностные установки  —  именно в этой сфере решается судьба цивилизации, судьба народа.
  6. Ученые также констатировали действие закона единства и многообразия культур, который выражается в непрерывном взаимопроникновении и взаимообогащении культур. При смешении цивилизаций с разными уровнями культур, например, высоким и низким, всегда происходит общее понижение уровня культуры, т.е. смешанный народ  будет иметь или низкий уровень культуры, или в лучшем случае средний, но не высокий.
  7. Отмечена и положительная тенденция в распространении культуры – то, что было роскошью вчера, становится массовым сегодня.

Культурология  возникла на пересечении наук, таких как история,  социология, психология, этика,  эстетика,  этнография,  искусствоведение,  философия,  психолингвистика, религиоведение.  Именно междисциплинарные исследования признаются сейчас наиболее перспективными и именно здесь возможны  самые неожиданные и интересные открытия.

Занятия танцами — одна из возможностей  приобщения к бескрайнему океану культуры на нашей планете. Движения тела под музыку, его выразительность способны затронуть и пробудить самые разные  струны нашей души. И, конечно, прекрасно, когда после урока танцев или после участия в празднике, где была возможность  потанцевать,  после красивого танцевального спектакля  мы наполнены созидательными и радостными эмоциями,  ощущаем  эстетичное ( эстетика  -внутренняя божественно-духовная гармония вещей)  вдохновение  к  творчеству.

Безусловно,   уроки танца помогают приобрести уверенность при движении телом, почувствовать и научиться грамотно и пропорционально использовать  различные его стороны, обрести грациозность и легкость движения. Это положительно влияет на общее внутреннее ощущение себя, помогает человеку лучше ориентироваться в предлагаемых жизнью обстоятельствах.  А при коммуникации с  окружающими   выстраивать  функциональные   отношения.

Как еще развивает нашу культуру  посещение школы танцев и умение танцевать, пусть даже простые па?  Расширяет  кругозор, способность более глубоко понимать и ценить прекрасное.  Развитие  в процессе занятий танцами  телесной чувствительности  помогает формированию  эстетического вкуса в различных областях нашей деятельности.

Танцы начинались  с первобытных  обрядовых  плясок, в которых при помощи ритмического движения люди подтверждали свои намерения, усиливая собственное желание  достижения цели ( удачная охота, продолжение рода, хороший урожай).  Использовали способы движения и  ритмичность, которая способствовала бы выживанию,  удаче,  развитию и процветанию людей, племени. Так постепенно рождалась музыка, а вместе с ней и танцы.  В процессе эволюции  танец стал использоваться и в театральных действиях, помогая через язык движения донести до зрителя идею, пробудить эмоции, создать настроение, соответствующее моменту спектакля.

В древности в разных уголках Земли звучали разные ритмы и танцевали отличные друг от друга танцы. Постепенно, благодаря взаимопроникновению культур, общению людей, мы имеем прекрасный калейдоскоп танцевальных ритмов и движений, который и в настоящее время пополняется.

Существуют разные  способы   танца:

  • спонтанная  ритмичность  и смена движений (например, клубные танцы  в стиле go-go, свободная  танцевальная джазовая пластика, танго);
  • определенный  повторяющийся в течение всего танца набор фигур и рисунка движения, исполняемых группой  людей (такой танец, как полонез, кадриль, сиртаки, русский медленный хоровод, детские игровые танцы);
  • заранее заданная последовательность смены фигур танца (это может быть постановочный  танец  для  выступления – например, фламенко или  свадебный танец);
  • танец с четко заданным ритмическим рисунком шагов (вальс или латиноамериканские  танцы – сальса,самба, бачата, румба, ча-ча-ча, меренга и т.д., еще  рок-н-ролл, хастл, например).

Сольное исполнениетанцы в паре,  массовые танцы…

Пожалуй,  главное,  чтобы наше танцевальное  развитие  усиливало  здоровье, ощущение собственной ценности, способствовало культурному развитию, пробуждало к творчеству и красоте, дарило эстетическое удовольствие и радостное вдохновение.