Первобытные и современные танцы разделяет не одно тысячелетие. Но их преемственность проявляется в том значении, которое продолжают приписывать танцу…
Истоки танца теряются в глубине веков. Это древнейшее искусство родилось одновременно с появлением человека как определенная физиологическая потребность в ритмическом движении (см.статью на сайте «Знаем ли мы свое тело?»). Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.
Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Первобытные и античные танцы разделяет не одно тысячелетие. Но, если говорить о преемственности, то она проявилась в значительной роли культовых обрядовых танцев в жизни древних греков, а так же в том значении, которое продолжает приписываться танцу.
В Греции танцевали все: свободные граждане и рабы, философы и гетеры. Вместе с тем там возникает особый класс людей – скоморохов, клоунов, жонглеров, акробатов, буффонных плясунов, – впоследствии названных мимами, для которых танец являлся профессией. Таким образом, развитие танца, начиная с эпохи античности, идет двумя путями:
Во времена архаики (VIII – VI в. до н. э.) танец входил вместе с поэзией и музыкой в хоровую лирику. Центром развития хоровой лирики стала Спарта, где во время праздника гимнопедии (торжеств в память павших героев) хоры нагих девушек и юношей показывали свое искусство в пении, танцах и гимнастических упражнениях. Песнь, сопровождаемая танцем, получила у греков название «гипорхема». Сочинялись гипорхемы в честь Диониса, Артемиды и других богов.
Эсхил рассматривает танец как средство усиления напряженности драматического действия, Софокл – как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события, Еврипид использует танец как пантомиму, изображающую чувства и сопровождающую выступление хора. Итак, танец приобретает новые для себя функции – сопровождения речи.
В средние века в русле развития непрофессионального танца на первый план выходят его катарсическая (очищающая) функция и функция общения. Танец становится подчас единственным способом выражения, выплеска несанкционированных, социально-нежелательных, в том числе сексуальных, эмоций, средством нерегламентированного общения. В Средние века танец стал одним из основных элементов карнавальной культуры.
И хотя жестких различий между придворным танцем и танцем народным пока нет, все же народный танец продолжает оставаться импровизированным, более спонтанным, а придворный танец формализуется, большое значение приобретают различные танцевальные фигуры, построения, появляются первые учителя танца.
Так виртуозный танец постепенно завоевывает возможность воплощать передовую идеологию своего времени. И если в предыдущую эпоху средневековья танец, в первую очередь, выполнял катарсическую функцию, то в эпоху Возрождения функции танца разделились. Во-первых, он становится способом общественного развлечения и общения, предполагая активное участие. Во-вторых он превращается в самостоятельный вид искусства — зрелище, не нуждаясь в словесном сюжете и не являясь просто пластическим продолжением музыки. Танец находит новую форму существования, чем соответствует названию своей эпохи и при этом в конце XVI — начале XVII века становится достаточно престижной профессией. В 1661 году Людовиком XIV учреждается Королевская академия танца, что немало способствовало ее формализации, упорядочиванию преподавания и укреплению позиций профессионального танца.
Однако, впервые теоретическую разработку танец получил не во Франции, а в Италии, где в XV веке появились первые учебники танца. Вершиной развития профессионального танца считают развитие классического танца, в который танцевальные движения входят «не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде». Классика (от лат. Classicus – образцовый, первоклассный) – стремление к спокойствию, порядку, четкости, мере и гармонии.
Танец (польский taniec, от нем. Tanz) – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Классический танец – канонизированная система выразительных средств хореографического искусства (хореография – искусство записи танца), основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. В конце XV – начале XVI веков была предпринята первая попытка записи танцев, но только в конце XVII – начале XVIII веков французские балетмейстеры и учителя танцев (П.Бошан, Р.Фейе, П.Рамо) положили начало системе записи танца, получившей затем широкое распространение.
Классический танец – продукт многовекового творчества, в нем все неестественно с точки зрения первобытных танцевальных побуждений и все закономерно, если подойти к строению тела умозрительно и задаться целью найти все его танцевальные возможности. Классический танец прошел большой путь: от эпохи Марии Тальони (о которой современники говорили: она танцевала то, о чем мыслил Кант, пел Новалис, фантазировал Гофман) до расцвета итальянской и русской школ классического танца.
Но к началу XX века виртуозная техника классического танца зашла в тупик, приобретая все более рафинированную, ригидную и обезличенную форму. Эта обстановка кризиса формального танцевального искусства привела к созданию ключевых положений нового современного танца: спонтанность, аутентичность, индивидуальная экспрессия, осознание тела, использование тем, которые затрагивают широкий спектр чувств и отношений. Одной из первых, кто открыл целый мир возможностей самовыражения исполнителя вне традиционных танцевальных форм, была Айседора Дункан. Вернее попыталась вернуть танец к его сущности, так как источником вдохновения для современного танца стал первобытный ритуал. Процесс формирования нового хореографического искусства происходит практически одновременно в США и Европе, где создаются школы современного танца.
Сегодня танцы – один из многих видов социальной деятельности человека — средство общения, отдыха, саморазвития, терапии… И, хотя он не является основным и может показаться не столь важным, тем не менее, на протяжении своей жизни, каждый человек в той или иной мере использует танцы. И всякий раз эта встреча c танцами ведет к более осознанному пониманию единства души и тела.