Исследования музыки в области психологии и культуры — это огромный пласт научной и методической литературы. Ведь музыка является одним из наиболее древних и мощных приемов эмоционального и эстетического воздействия. В нашей школе танцев для взрослых в Москве мы очень любим музыку самых разных стилей и жанров. Трудно переоценить роль музыкальных произведений в жизни современного человека, будь то в житейских ситуациях личной жизни или в контексте трудовой деятельности.
Музыка — искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков и тонов (Толковый словарь Ушакова).
Музыка (от греч. musa – муза, musice –искусство муз) – стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека (Словарь иностранных слов русского языка).
Музыка – один из видов искусства, который состоит в умении подбирать звуки так, чтобы получилась мелодия, которую исполняют на специальных инструментах или поют. И еще Музыкой чего-либо или кого-либо называют приятное звучание чего-либо: музыка детских голосов, музыка щебета птиц, музыка прибоя океанских волн, музыка дождя, музыка ветра, журчания ручья… (Толковый словарь русского языка Д.В.Дмитриев, 2003).
То есть музыка помогает выразить чувства, эмоции, настроение и так же может воздействовать, пробуждая те или иные чувства, эмоции, настроение, воспоминания…
Существует большое количество видов музыки, музыкальных жанров и инструментов, позволяющих ее извлекать. От общеизвестных и распространенных повсеместно до экзотических со своеобразным звучанием, порой непривычным своими вибрациями для слуха и тела человека.
Мы по-разному пользуемся музыкой:
И, наверное, чаще всего, когда мы хотим послушать то или иное музыкальное произведение, мы хотели бы иметь в конце концов положительный результат для себя и окружающих нас людей — сбалансированное, ясное, работоспособное состояние.
Существует большое количество научных и научно-методических работ, которые изучают воздействие музыки на слушателей, изучают использование музыкальных произведений для улучшения состояния человека в процессе работы, для формирования у него в целом позитивных установок в отношении своего здоровья и профессионального долголетия.
Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие – древнейший прием повышения работоспособности и оптимизации текущего состояния человека в процессе выполнения трудовых задач.
О чем же говорят эти научные работы и исследования в области музыки? Преподаватели нашей школы танцев для взрослых в Москве поинтересовались этим.
Различными специалистами в области музыки в разных частях мира независимо друг от друга было установлено, что прослушивание музыкальных произведений сопровождается изменениями в функционировании вегетативных систем организма, таких как сердечно-сосудистая и дыхательная, электрической активности мозга, работоспособности мышечных единиц (мышечный тонус). Установлено, что под влиянием музыки может происходить усиление восстановительных процессов в физиологических системах (то есть в системах жизнедеятельности организма), деятельность которых может быть угнетена под влиянием утомления.
В качестве прямо противоположных (полярных рассматриваются) выделяют два типа музыкального воздействия – активизирующая и успокаивающая музыка. (с этим не могут не согласиться и преподаватели нашей школы танцев для взрослых в Москве).
В проводимых исследованиях активизирующий и успокаивающий типы музыки определяются на основании распределения вызываемых эффектов и напрямую связываются с эрготропным и трофотропным действием на организм человека (исследователи Декер-Фойгт, 2003; Эверли, Розенфельд, 1985).
______________________________________________________________________
Эрготропное (греч. ergon действие + tropos направление) действие – преобладание симпатической нервной активности. Симпатическая система мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, осуществляет регуляцию энергетического обмена, обеспечивая приспособление к изменению условий окружающей среды, физическую и психическую деятельность.
Трофотропное (греч. trophe питание – tropos направление) действие — преобладание парасимпатической нервной активности. Парасимпатическая система способствует восстановлению и накоплению энергетических ресурсов. Регулирует и обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур и накопление энергии. Поддерживает гомеостаз — саморегуляцию, направленную на поддержание внутреннего динамического равновесия, восстановления структур организма, его целостности в период отдыха.
_____________________________________________________________________
В таблице, приведенной ниже (составленной по материалам работ исследователей А.Л. Готсдинера (1993) и Г.-Г. Декер-Фойгта (2003)) обобщены специфические черты музыкальной выразительности в соответствии с определенным эффектом, вызываемым в слушателях.
Функциональное назначение музыки |
|
Активизирующая музыка |
Успокаивающая музыка |
Особенности средств музыкальной выразительности |
|
|
|
Физиологические реакции, развивающиеся в ответ на действие музыки |
|
|
|
Психологические проявления как результат прослушивания и переживания музыки |
|
|
|
Обобщенная характеристика музыки по типу воздействия на человека |
|
Эрготропная – мобилизация сил организма, увеличение траты энергетических ресурсов, физическая и психическая деятельность. | Трофотропная – восстановление и накопление энергетических ресурсов, саморегуляция, поддержание внутреннего динамического равновесия в период отдыха. |
Часть из названных эффектов успокаивающей и активизирующей музыки могут рассматриваться как прямо противоположные (в основном это касается физиологических реакций), а ряд характеристик психологического плана носят комплексный характер и представлены как комбинации эмоциональности и активности.
Однако, говоря о соотношении средств музыкальной выразительности и вызываемых ими влияний на состояние человека, следует особо подчеркнуть, что здесь трудно установить жестко закрепленные соответствия.
Но вот, например, в исследовании О.Д. Волчек (кандидата психологических наук, доцента психопедагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург) говорится о существовании устойчивых связей между объективными характеристиками музыкального воздействия и вызываемыми ими эмоциями. В этой работе на материале около 400 музыкальных произведений показано, что определенные музыкальные тональности вызывают стойкие ассоциации и образные представления: простора, ограниченного пространства, водной среды, небесной сферы и т.п. Интересно то обстоятельство, что в качестве музыкальных композиций в этом исследовании использовались песни и романсы. Поэтому обнаруженные взаимосвязи музыкальной тональности и ассоциируемого образного ряда могли быть вызваны смешением смысловых контекстов музыки и текста, даже если музыка отделена от текста при прослушивании.
Поиск устойчивых закономерностей во влиянии музыкальных композиций на особенности переживаемого человеком состояния продолжается и представляется важным, несмотря на сложность, неточность и некоторую «размытость» имеющихся исследовательских данных. Преподаватели нашей школы танцев для взрослых в Москве продолжают открывать для себя интересные факты и рассказывают своим ученикам.
В период активного проникновения информационного подхода в психологию, появились работы, в которых делались попытки объяснить особенности восприятия музыкальных произведений законами математической логики. (исследователи Лобзин, Решетников, 1986). В процессе музыкального восприятия «слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся структуру, в основе которой… лежат все те же механизмы «опережающего отражения», когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне». В соответствии с этим, положительная или отрицательная эмоциональная окраска восприятия музыки объясняется на основе совпадения или несовпадения развития музыкальной фразы «в реальности» с субъективно ожидаемым продолжением музыкального рисунка слушателем.
Несмотря на явную упрощенность таких представлений, подобная аналогия все же оказывается полезной для объяснения возникающих феноменов «субъективных предпочтений» при прослушивании различных музыкальных произведений.
Так интересный фактический материал был собран в исследованиях Г.В. Иванченко (1965-2009, философ, психолог, социолог, культуролог, эссеист, музыковед, профессор ВШЭ, доктор философских наук) относительно соответствия субъективных (то есть личных) установок по отношению к звучащей музыке и изменений состояния слушателя. Автор приводит данные о большей успешности формирования релаксационных состояний при совпадении музыкального материала и индивидуальных предпочтений в музыкальном плане. (Иванченко, 2001. Сходные сведения приводятся в работах доктора психологических наук, профессора Л.Л.Бочкарева (1997), доктора психологических наук, зав.кафедрой психологии творчества РОУ А.Л.Готсдинера (1993), проректора РАМ им. Гнесиных, доктора наук Д.К.Кирнарской (2003)).
При прослушивании музыкальных произведений, для наиболее комфортного их восприятия, исследователи предлагают придерживаться следующих рекомендаций:
Для нас в школе танцев для взрослых в Москве интересны эти исследования тем, что танец, конечно же, связан с музыкой, под которую его исполняют. Характер музыкального произведения задает характер и ритмичность танцевального движения. В зависимости от звучащей мелодии мы можем исполнить активный, бодрящий, импульсивный танец. Или, напротив – спокойный, мягкий, плавный. Характер движения в танце иногда сразу совпадает с внутренним состоянием танцующего на занятии ученика, усиливая его эмоции. Иногда отличается от внутреннего состояния и тогда характер движения способен изменить это состояние — на более спокойное или более бодрое, если ученик двигается в танце с удовольствием и вниманием к себе.
Таким образом, при помощи разных видов танцевальных движений, исполняемых под звучащую музыку, мы можем усилить наше внутреннее эмоциональное состояние или изменить его на противоположное, взбодрить себя или успокоить.
Мы рады вам на наших занятиях танцами в школе танцев для взрослых в Москве!