В современной жизни, наполненной различными ритмами и образами, порой чем-то похожими, входящими в резонанс друг с другом, нам важно ощущать пульс собственной жизни, ритм своих шагов, динамику и акценты своих действий. Почему это жизненно необходимо?
Всем живым организмам свойственна ритмичность биологических функций. Ритмы присутствуют как в простейших биологических реакциях в клетке, так и в сложных поведенческих реакциях животных и людей. Живой организм является совокупностью многочисленных ритмов, разных, но взаимосвязанных друг с другом.
С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.
Ритм — это повторяемая «смена фаз, то есть непрерывная смена качественно различных состояний». Такое определение ритму дал ученый-физиолог Н. Я. Пэрна в своей книге «Ритм, жизнь и творчество». «Ритм — не просто синусоидальное, волнообразное изменение величины какого-то параметра, это всегда изменение в соотношении качеств: на смену одному (или одним) идет другое (или другие) и так непрестанно».
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма между собой и с окружающей средой способствует гармоничному согласованию разных биологических процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность целостного организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для организма.
В жизнедеятельности человека ритм непосредственно выходит на передний план там, где дело касается динамики, меры напряжения эмоций, где речь идет о категориях активности ― пассивности, наэлектризованности ― размагниченности, энергичной устремленности ― расслабленности и т. д., где проявляется его природный темперамент.
Темперамент (индивидуальная комбинация ума во времени) ― физиологические особенности эндокринной системы организма человека, определяющие своеобразие нрава или настроения, создающие стабильный комплекс личностной эмотивности, типологии чувствительности, предпочтений, создающие предрасположенность к определенному поведению. (А.Менегетти «Тазаурус»).
Будучи погруженными каждый день в море всевозможных физических действий и эмоциональных реакций, находясь в постоянном информационном потоке, мы практически не успеваем заметить их ритмичность, и даже вообще задуматься о ее существовании.
Станиславский К. С. (1863-1936) — театральный режиссёр, актёр, создатель знаменитой актёрской системы.
Система Станиславского помогает актёру перевоплотиться в образ, достичь психологической достоверности персонажа. В основе лежит разделение актёрской игры на три составляющие: ремесло, представление и переживание.
Интересны наблюдения актера, режиссера, теоретика сценического искусства К. С. Станиславского, описанные в книге «Работа актера над собой»: «Не перечесть всех проделанных опытов, которые в конце концов заставили нас поверить, что с помощью ритма можно если не довести себя до тревоги и паники, то получить о них эмоциональное представление. Если темпо-ритм взят верно, то правильное чувство и переживание создаются естественно, сами собой. Но зато, если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувство и переживания, которых не исправишь без изменения неправильного темпоритма. Мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь – там и действие, где действие – там и движение, а там, где движение – там и темп, а где темп – там и ритм.
Человек смотрит, передает, воспринимает впечатления, общается с другим, убеждает тоже в известном темпо-ритме. Нередко говорят о полете мысли и воображения. Значит, и они имеют движение, а, следовательно, и у них есть темп и ритм. У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм. Каждый характерный, внутренний или внешний образ: сангвиник, флегматик, Городничий, Хлестаков, Земляника – имеет свой темпо-ритм. Каждый факт, события протекают непременно в соответствующем им темпо-ритме.
Если же они не соответствуют тому, что происходит, то может получиться комическое впечатление. Так, например, представьте себе императорскую чету, бегущую рысью короноваться. Словом, в каждую минуту нашего существования внутри и вне нас живет тот или иной темпо-ритм».
Да, актер, в силу своей профессиональной деятельности, имеет возможность тонко разобраться в хитросплетении ритмов, соответствующих образам героев. А как нам отличить свой темпо-ритм, как его определить, почувствовать. Как научиться им управлять, меняя в соответствии с моментом жизни, выбирая наиболее подходящий нам, комфортный и в то же время эффективный в каждой конкретной ситуации. Как использовать свои природные ритмы, и при этом жить в согласии с окружающими, наилучшим образом реализовывая себя…
Эмиль Жак-Далькроз (швейцарский композитор и педагог, создатель системы музыкально-ритмического воспитания, профессор Женевской Консерватории): «Не существуют теории развития «чувства ритма вообще», так как оно заложено в свойствах сознания или организма и нуждается для своего проявления только в некоторых «внешних» поводах. Первоначальным исходным фактом является не «ритм вообще», а ритм трудовых движений, т.е. ритм содержательный, вызываемый внутренней логикой трудового процесса. Из трудового ритма впоследствии развился ритм художественный — музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д., являющийся так же выражением определенного содержания.
Жак-Далькроз Эмиль (1865-1950) — швейцарский педагог, композитор, музыкальный писатель, создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку… Cогласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, a «телесно пережит», претворён в движении.
И чувство ритма как субъективное отражение объективного ритма, с самого начала возникало и развивалось не иначе, как в процессе той или другой содержательной деятельности, являясь отражением одной из сторон протекания этой деятельности.
Можно развивать чувство ритма в определенных трудовых процессах, т.е. способность тонко чувствовать те своеобразные закономерности распределения во времени движений, которые вытекают из характера и задач данной работы. Можно развивать чувство музыкального ритма, т.е. способность тонко чувствовать выразительное значение временного течения музыки. Можно развивать чувство поэтического ритма и т.д. Но бессмысленно стремиться развить чувство ритма, не имеющего содержания и ничего не выражающего».
Посещение танцевальных занятий — одна среди множества других возможностей развития чувства ритма, данная нам природой и жизнью. «Являясь искусством пластических и ритмических движений тела, танцы возникали из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира.
Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. Музыка, сопровождающая танцы отражает не только темпо-ритм трудовой деятельности человека, но и выражает разнообразную палитру чувств и впечатлений от окружающего мира, от взаимодействия с ним. Танцевальная музыка в большинстве своем имеет народные корни» («Большая советская энциклопедия»).
Профессор, доктор психологических наук Б. М. Теплов в своем исследовании «Психология музыкальных способностей» отмечал: «Музыка прежде всего есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством.
Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным – интеллектуальным и эмоциональным — содержанием. Музыка есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь, что сказать. Мало того, даже и для того, чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт. Хороший музыкант, кем бы он ни был — композитором, исполнителем или просто понимающим «слушателем», — должен быть человеком большого ума и большого чувства… Он должен обладать «чувством природы» и «чувством народности».
Такими качествами и обладали люди, издавна сочинявшие музыку для танцев. Они умели соединять в своих произведениях ритмичность своей простой трудовой жизни на родной Земле и поэзию отношений.
«Будучи одним из “первоэлементов” музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма. Далее, чувство музыкального ритма ― и это его вторая характерная особенность ― двигательно-моторно в своей основе. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело» (Б. М. Теплов). Ритм побуждает производить мышечные движения.
Теплов Б. М. (1896-1965) — психолог, д.пс.н., заслуженный деятель науки РСФСР.
Создал психологическую концепцию способностей («Способности и одаренность», «Психология музыкальных способностей», «Ум полководца», и др.). Стоял у истоков создания нового междисциплинарного направления — дифференциальной психофизиологии.
Понятие ритма чаще связывается с пульсом, чем с дыханием. Обязательным условием ритмичности вообще является наличие акцентов. Акцент, акцентация (лат. accentus ― «ударение, выделение, подчеркивание») заключается в подчеркивании, усилении одного из элементов ритмической композиции. Акцент – выражение того, что еще называют активностью. Таким образом, в переживании ритма телом всегда имеет место колебание активности между высокой степенью ее (акцент) и нулевой точкой (пауза).
Современная скорость информационных потоков, требуемая обстоятельствами скорость принятия решений, степень ответственности за принимаемые решения требует концентрации внимания и высокой активности в деятельности головного мозга, гибкости и быстрой реакции в целом нервной системы. И это не может не отражаться на общем состоянии нашего тела.
Если неверно взят ритм и расставлены акценты в деятельности или тело не поспевает за необходимым ритмом конкретной ситуации, то, накапливаясь, такая собственная неэффективность может приводить к напряжению и перенапряжению всего организма. Либо отдельных его частей (в зависимости от рода деятельности, характера и темперамента человека). Что в свою очередь все больше замедляет свободное течение энергии в теле, скорость обменных процессов, «утяжеляя», порой «блокируя» движения тела и мыслительный процесс.
Занятия танцами (исходя из вышеизложенных рассуждений) через движения в конкретных танцевальных темпо-ритмах, помогают поиску, восстановлению и поддержанию собственного внутреннего организмического ритма, что дает возможность избежать застоя двигательной энергии. И что еще важно — танцевальная ритмичность и акценты оказывают влияние и на эмоции, настроение, душевное состояние, создавая хорошую жизненную «экологию» в теле.
Когда у занимающихся танцами людей тело «пропитывается» ритмичностью, т.е. развиваются танцевальные характеристики движения, чувствительность всех частей тела к ритмичности, тело начинает «звучать ритмами», так подходящими ему, усиливая и источая в окружающее пространство эту радостную музыку, тем самым создавая вокруг человека наиболее благоприятную среду для собственной деятельности.
Такое взаимопроникновение рождает красоту. Красота есть «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, можно сказать, что красота алмаза заключена не в нем самом (не в кристаллах углерода), и не в лучах проникающего в него света, но в их взаимодействии – блеске, сверкании, отражении, преломлении световых лучей. Так же красива радуга в небе, сияние звезд, движение облаков или игра света в хрустале.
Как внешнее проявление красоты, у человека появляется грация, «прелесть, одновременно телесная и духовная», «дарованное небом чувство изящного». «Оно проявляется субъективно, но обязательно легко и непринужденно». «Это легкость, подвижность, с какой тело подчиняется душе».
«Красота — есть гармония, проявляющая свою высшую, духовную природу в мире материальных форм».
«Красота — есть гармония, проявляющая свою высшую, духовную природу в мире материальных форм». «Гармония, гармонизация (греч. harmonia – соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность, от harmogo – прилаживать, сочетать, harmoge – соединение, связка, переход) – эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы… Это есть консонанс (согласие, согласованное звучание)». («Словарь изобразительного искусства 2004-2009 гг».)
Так танцевальная музыка способна генерировать нашу энергию. «Эта энергия сокровенна в каждом из нас и не может быть сведена к какой-то одной схеме» (А. Менегетти). Развивая свои телесные и духовные качества, мы можем научиться наилучшим образом ею распоряжаться.
Ульяна Островская,
Мастер спорта Международного класса по бальным танцам, педагог первой категории, психолог, руководитель школы танцев