Цели и мотивы прихода людей на уроки танцев – самые разнообразные — от простого желания развлечься, отдохнуть, сменить обстановку, до более глубинного стремления «изменить свою жизнь к лучшему».
Да, именно так, не больше и не меньше. Правда, желание это в 99% случаев является неосознанным, однако неудовлетворенность собой, своим неумением красиво и гармонично двигаться, физическая и психологическая закрепощенность заставляет миллионы людей во всем мире приходить в танцевальные центры и школы на уроки танцев и рассматривать обучение танцам, как прекрасную возможность самосовершенствования.
В настоящей статье мы попытаемся понять, что есть танец для физической, эмоциональной, психической жизни человека и какие факторы мешают процессу эффективного обучения танцам.
Способность к танцу и понимание танца заложены в каждом человеке, как в биологическом существе, подчиняющемся тем же законам природы, которым подчиняются все живые существа на нашей планете. Суть в том, что природа танца глубоко физиологична: танец соединяет в себе движение и ритм — два закона, управляющих жизнью. Танцы животных и птиц великолепны…
У танца есть душа — тот смысл, скрытый или явный, который мотивирует каждое из движений, подчиняющихся ритму. И начало она берет еще в тех временах, когда люди, как и животные, могли общаться друг с другом только посредством жестов, телодвижений и мимики. С тех пор мало что изменилось — с появлением речи люди научились скорее скрывать свои мысли и чувства, чем выражать их. А тело все так же отражает движения души, те чувства, ощущения и намерения, которые ускользают от цензуры ума, движимого моральными запретами и ограничениями.
Танец имеет ту же основу, что и жестикуляция, и обычная эмоциональная выразительность. Однако эти действия более сложные, чем просто жесты, во-первых, потому, что это уже целенаправленные действия (контролируемые и управляемые), заданные определенным уровнем сложности, связанными с демонстрацией возможностей человеческого тела, а во-вторых, в танце человек выражает не только свое сиюминутное состояние, но и передает информацию о своем отношении к различным явлениям и людям, реагирует на них и побуждает их к ответным действиям. И в результате танец получается маленькой историей человека и о человеке, рассказанной телом, движением, ритмом.
Танец каждого человека индивидуален. Сходство и индивидуальность определяются различными данными каждого. Мы все разные: цвет волос и глаз, отпечатки пальцев, формы и размеры тела — все индивидуально, включая генетический код ДНК. Но все мы — люди, представители одного вида, у каждого из нас есть руки-ноги, мы все ими одинаково пользуемся (хотя существуют потрясающие индивидуумы, умеющие исполнять виртуозные, недоступные другим, трюки своим телом). Такая же аналогия и с психикой — как бы ни была она индивидуальна, ее структура, как и структура наших материальных органов, похожа, а потому существуют для всех общие законы, по которым наша психика воспринимает, классифицирует и выдает информацию различного плана. И если бы не было этого сходства и этих законов, каждый из нас был бы непонятен и чужд другому. Более того, мы просто не смогли бы общаться друг с другом, поскольку между нами не было бы ничего схожего.
Однако, мировоззрение каждого из нас различно, оно сложено из множества мельчайших деталей и событий в тех неповторимых комбинациях, которые присущи жизни только одного человека, а потому то творчество, в котором мы выражаем результат нашего развития, точно так же неповторимо, как и наше мировоззрение. В любом образе, изображенном художником, будь то танцор, композитор, живописец, писатель, певец, актер, каждый находит что-то свое, ему одному важное, близкое и понятное.
Таким образом, индивидуальность танца и эффективность обучения танцам складывается из общих и индивидуальных возможностей тела и души каждого занимающегося. Для развития этих возможностей используются методы, тренинги, специальные уроки танцев, танцевальная терапия, основанные как раз на сходстве и различии физиологии и психики человека.
Каждый вид искусства существует благодаря той информации, которую один человек хочет передать другому. Каждый из художников передает информацию теми средствами, которыми он владеет: певец — голосом, живописец — красками, композитор — мелодией и ритмом, писатель — речью, актер и танцор очень похожи, разница лишь в том, что актер пользуется телом и голосом, а танцор — телом и музыкой. Таким образом, искусство, а в том числе и танец — это средство общения, язык.
Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию — это его мышцы. Мало знать, что передать другому, мало хотеть это передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом — телом. Для того, чтобы научиться пользоваться этим инструментом, существуют различные системы обучения танцам, различные виды и формы уроков танцев, позволяющие сконцентрироваться на различных аспектах танцевания. Перечислим лишь некоторые из форм обучения танцам:
Таким образом, танец — это гармонично скоординированные нашим умом движения тела. В древнеиндийском трактате «Абхинайя дарпана» объясняется, что танцор обязан иметь песнь на устах, объяснять свои действия руками, а настроение — глазами, и в то же время тщательно следить за ритмом, в котором движутся его ноги. Например: «глаза должны следовать за движением рук; за глазами — мозг; за мозгом — чувства; за чувствами — настроение». А жесты, как говорят индусы, это душа танца.
Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца, что в конечном итоге влияет не результат обучения танцам. Причинами отсутствия должного эффективного творческого состояния являются:
Усталость — это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение — это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности. Снятие усталости, фактически, это снятие установки на защиту. Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с нашим ощущением нарушенной безопасности — физической ли, психологической, мнимой или реальной — все это может определить лишь специалист, а нам приходится иметь дело со своим напряжением и своей усталостью.
Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит личностный рост. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы, которые человек ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы — факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда человек считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Но стоит только начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда человек сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу, при виде той огромной пропасти, что отделяет его от его цели, цель становится ядом и отравляет жизнь, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным несовершенством. И тогда любые уроки танцев становятся неэффективными , а процесс обучения танцам на приносит радости и удовлетворения.
Вопрос: как этого избежать во время уроков танцев? Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Одна крайность — ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая — отсутствие навыка к реалистичной самокритике и самоанализу, грубо говоря, нарциссизм.
Возможный способ изменения ситуации – терпеливое переосмысление своего отношения к себе и своей роли в танцах, к целям своего обучения танцам.
У каждого из нас существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который в одних ситуациях облегчает, а в других — ограничивает наше взаимодействие с природой, собой и людьми, порой лишая гибкости мышление, а также сужая круг способов реализации своих творческих, интеллектуальных и физических данных.
По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, «поедая» изо дня в день, другие винят расположение звезд, плохой сон и т.д., и т.п.
И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины — самого пагубного для развития личности чувства.
Неудовлетворенность собой и есть воплощение одной из этих крайностей — чувства собственной вины за то, что в танцах (или в жизни) все не так, как хочется.
Для того, чтобы неудовлетворенность собой стала трамплином для собственного роста и развития не нужно закрывать глаза на свои промахи и обязательно «до победного конца» искать виноватого. Наши недостатки – это в первую очередь «почва для возделывания». Неразумно из-за них ставить на себе «окончательный крест» или, того хуже, начинать превозносить их как достоинства.
Ведь именно это чувство неудовлетворенности подталкивает нас к самосовершенствованию и развитию своих способностей. И здесь немаловажную роль играет понимание какими способностями обладает конкретный человек, что «дано от природы». Что он может в себе развить и до какой степени, а что «оставить так, как есть», только пользоваться научиться, опять же в соответствии со своим природным порядком.
Опытный преподаватель при обучении танцам сделает все возможное, чтобы его ученики увидели те положительные изменения, которые происходят с ними после каждого урока танцев, чтобы они смогли почувствовать радость от этих изменений и желание идти вперед по дороге своего танцевального развития, помогая своему личностному росту.