Почему мы испытываем потребность в движении, почему после того, как подвигаемся, меняется наше самочувствие. Почему нам нравится приходить на уроки танцев… Немного знаний о нашей телесности помогут это понять, благодаря любознательности преподавателей нашей школы танцев для взрослых.
«Наблюдайте за Вашим телом, если хотите чтобы Ваш ум работал правильно.»
Декарт Р.
«Mens sana in corpore sano — в здоровом теле здоровый дух.»
Ювенал
Двигательная активность практически непрерывно сопровождает все проявления жизнедеятельности человека. Это совершенно понятно, когда речь идет о каких-либо физических упражнениях – как бытовых, так и специальных. Занятия спортом, восточными практиками или занятия танцами в нашей школе танцев для взрослых в Москве возможны благодаря движениям огромного количества мышц нашего тела. От крупных и заметных до самых скрытых внутри. Но мышцы двигаются не только в таких условиях.
Даже когда человек спокойно стоит, сидит или лежит, его скелетная мускулатура не приходит в состояние полного покоя. Ведь каждое из названных положений представляет определенную позу, которая направлена на противодействие силе земного притяжения и поддержания определенного положения частей тела относительно друг друга. Более того, даже в состоянии глубокого естественного сна не происходит полного расслабления мышечного аппарата человека.
Принято различать два вида сокращений скелетных мышц – физические и тонические. Первые из них представляют быстрое одновременное сокращение большей части мышечных волокон, в результате чего происходит выраженное укорочение мышцы, развитие напряжения и совершение работы. С такими видами сокращений мы хорошо знакомы. Ведь все заметные, внешне явные движения рук, ног, головы, туловища совершаются благодаря именно такому роду активности.
Тонические сокращения представляют собой медленные, но длительные попеременные сокращения отдельных групп мышечных волокон, благодаря чему развивается сравнительно небольшое, но постоянное укорочение мышц в целом. Такие сокращения практически не заметны как внешнее движение, это больше внутреннее состояние мышц тела. Его обозначают как тонус мышц — разъясняют наши преподаватели в школе танцев для взрослых в Москве.
В зависимости от разнообразных факторов тонус может меняться.
Более того, правильнее сказать, что он постоянно меняется, обеспечивая различные состояния человека. Тонус мышц, с одной стороны, является исходным уровнем, на котором развиваются физические сокращения, а с другой стороны, он делает возможным сохранение той или иной позы человека. Именно в результате изменения тонуса мышц, перераспределения мышечного тонуса и происходит изменение позы человека, как например, в случае воздействия различных вестибулярных возбудителей ( например, при изменении чувства равновесия человека).
Итак, в любом состоянии человека, будь то состояние покоя либо движения, происходит активная мышечная деятельность. Сопровождается ли она какими-либо ощущениями? Как это принято в физиологии, попытаемся ответить на этот вопрос экспериментально. Если мы попросим человека добросовестно закрыть глаза, а затем придадим его руке любое положение. Для наглядности лучше такое, чтобы участвовали все суставы. После этого попросим этого человека, не открывая глаза, теперь уже самостоятельно придать второй руке такое же положение. Мы убедимся, что задание будет выполнено быстро, с большой точностью и без каких-либо затруднений. Как правая рука ведает, что делает левая?
Рассмотрим факт, который хорошо знаком каждому из повседневной жизни. Наверное, не раз случалось, находясь в неудобной позе, «отсидеть» или «отлежать» ногу или руку. Такое состояние всегда сопровождается временным полным или частичным нарушением чувствительности. Достаточно вспомнить, сколь неточными при этом становятся движения такой конечности, и совершенно не удается продублировать ее положение без контроля глаз на противоположной стороне. Из рассмотренных широко известных фактов, логичным будет сделать, по крайней мере, два предположения:
Эти предположения, вытекающие из таких несложных наблюдений, однако, явились предметом весьма многочисленных исследований. Познакомимся с некоторыми результатами таких исследований. Возможно, они помогут нам лучше разобраться в том, почему мы испытываем потребность в движении, почему после того, как подвигаемся, меняется наше самочувствие. Почему нам нравится приходить в школу танцев для взрослых в Москве на уроки танцев.
К настоящему времени уже накоплено достаточно и морфологических (внешний вид и строение), и функциональных данных, позволяющих говорить о двигательном анализаторе как о совокупности нервно-рецепторных образований, воспринимающих состояние опорно-двигательного аппарата и обеспечивающих формирование соответствующих ощущений, сопровождающихся определенными рефлексами (то есть реакцией). Говоря иными словами, биологическая роль двигательного анализатора заключается в участии и обеспечении координации двигательной активности ( как физической, так и тонической) и снабжении работающих мышц необходимыми веществами.
Функции нервной системы при этом в целом могут быть определены как регуляторные. Для обеспечения этой роли целесообразно различать и разделять (по внешнему виду и строению, а так же функционально) сенсорный, моторный, вегетативный и психический компоненты ее деятельности.
Сенсорная функция заключается в восприятии возбудителей внешней и внутренней среды, биологически значимых для жизнедеятельности организма человека.
Моторная заключается в формировании адекватной позы, а также в целесообразных движениях отдельных частей тела друг относительно друга и в перемещении всего тела в пространстве.
Вегетативная функция заключается в регуляции деятельности внутренних органов, сосудов, а также в адаптационно-трофических влияниях (когда питание органов и тканей зависит от нервной системы) на все структуры организма.
Психическая функция неразрывно связана и неотделима от перечисленных выше. Даже самые примитивные живые организмы, и не только животные, но и растительные, обладают способностью тем или иным образом реагировать на факторы внешней среды, что принято обозначать как раздражимость. В процессе эволюции эта способность совершенствовалась, появилось свойство возбудимость — дифференцированное реагирование специализированных тканей, что в свою очередь привело к формированию органов чувств и поведенческих реакций высокой степени сложности, на которых базируется психика — психические состояния, процессы, свойства.
Под восприятием или перцепцией принято понимать совокупность процессов, в результате которых в нашем сознании формируется идеальная (субъективная) модель окружающей нас реальной (объективной) действительности.
Как понять насколько правильно и точно в наших ощущениях отражены объективные свойства реально существующих предметов и явлений внешнего мира? Ведь каждый человек обладает своей собственной неповторимой чувствительностью — задумались преподаватели нашей школы танцев для взрослых в Москве.
Выдающийся немецкий физиолог И.Мюллер (1801-1858) на основании убедительных экспериментальных данных (например, явление зрительного фосфена — возникновение ощущения света при механическом воздействии на глаз) в 1826г. сформулировал закон специфических энергий органов чувств. В нем утверждалось:
Сколько у человека органов чувств? И достаточно ли этого, чтобы обеспечить нашему организму получение всей необходимой информации как о событиях внешнего мира, так и о состоянии внутренней среды? Нередко приходится слышать, что человек обладает пятью чувствами – зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И как выражение обостренной, даже «загадочной чувствительности», иногда говорят о «шестом чувстве», не имея ввиду чего-либо конкретного, а скорее нечто близкое к интуиции.
Но так ли это? Ведь, на самом деле, если более внимательно проанализировать наши ощущения, то мы со всей очевидностью можем насчитать не пять их видов, и даже не шесть, а существенно больше, в зависимости от степени различия в их характеристике.
С некоторой степенью условности, по И.П.Павлову различают восемь анализаторов.
Среди них – зрительный, слуховой, вестибулярный (или статокинетический), вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный (дающий ощущение о работе опорно-двигательного аппарата, т.е. кинестетический или еще проприоцептивный) и висцеральный (анализатор внутренних органов, или интероцептивный).
Конечно это не означает, что у человека возможны только восемь ощущений. Их гораздо больше. Все анализаторы обеспечивают несколько, иногда очень много, различных ощущений .
Но если задуматься над этим перечнем, то, естественно возникает вопрос – а почему восемь анализаторов? Достаточно ли людям этих органов чувств? Ведь среди различных представителей животного мира можно обнаружить обладающих такими анализаторами, каких у человека нет. Например, многие рыбы способны воспринимать напряжение магнитного поля, летучие мыши ориентируются благодаря способности реагировать на ультразвуки. И если мы теперь обратимся к нашим органам чувств с точки зрения биологической значимости, то станет очевидным, что они воспринимают возбудители, которые являются признаками биологически важных для человека явлений и предметов.
И притом не только внешней среды, но и внутренней.
Вместе с тем приходится учитывать и то обстоятельство, что в последнее время появились, связанные с техническим прогрессом факторы, которые, несомненно, биологически значимы, однако для восприятия их нет соответствующих органов чувств. Например, ионизирующее излучение, электромагнитные поля сверхвысоких частот и др. В этом особая опасность таких воздействий, так как человек непосредственно их не способен ощутить, а начинает чувствовать только их опосредованные (нередко опасные для здоровья) последствия. Здесь, конечно, на помощь приходят различные технические приспособления, которые позволяют нам «видеть» инфракрасное излучение, «слышать» ультразвуки и радиоволны, «ощущать» ионизирующее излучение, ориентироваться в невесомости.
Каковы же взаимоотношения между психикой и телом, или сомой. Нет полного единства мнений, какие явления относятся к психическим. Имеются определенные расхождения и в понимании термина сома.
Гораздо более часто, когда говорят о функциях человеческого организма, их разделяют на психические и соматические. Последние в свою очередь — на моторику и вегетатику.
Под моторикой принято понимать работу опорно-двигательного аппарата (скелетные мышцы, суставы, связки, кости) по поддержанию позы тела и перемещению его в пространстве. Когда говорят о вегетатике, то, как правило, имеют в виду функции, связанные с деятельностью органов (или висцеральных систем), конкретнее – расположенной в них гладкой мускулатурой, а также желез внутренней и внешней секреции, связанные с поддержанием постоянства внутренней среды организма и, наконец, с осуществлением адаптационных и обеспечивающих питание влияний на все ткани нашего тела. Что в свою очередь невозможно без участия нервной системы и психики в целом.
Таким образом, как с морфологической (касающейся внешнего вида и строения), так и с функциональной точки зрения человеческий организм представляет собой единое целое, состоящее из находящихся в постоянном взаимодействии психики, движения и поддержки и регулирования жизнедеятельности. Нарушение этого взаимодействия приводит к нарушениям деятельности организма, порой не совместимым с жизнью.
С точки зрения жизнедеятельности организма конечный эффект может выражаться через любой из этих трех компонентов. Однако, анализируя механизмы каждого из них, никогда нельзя отходить от их взаимосвязи и взаимодействия.
Кроме того выделяют произвольные и непроизвольные мышечные движения. И те и другие развиваются в результате нервных импульсов, приходящих от мотонейронов, расположенных в сегментарных отделах центральной нервной системы, связанных с вышележащими образованиями головного мозга.
Таким образом психика в достаточно полном смысле этого понятия в условиях целостного здорового организма является непременным компонентом – инициатором и координатором всех видов двигательной активности — продолжают свои исследования преподаватели нашей школы танцев для взрослых в Москве.
Достаточно очевидно, что сокращение мышц требует постоянного притока кислорода и питательных веществ, удаления конечных и промежуточных продуктов метаболизма, то есть адекватной активизации практически всех физиологических систем – дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции, выделения и других. Вовлечение этих систем осуществляется по нервно-гуморальным механизмам (когда регуляция жизнедеятельности осуществляется через жидкие среды организма – кровь, лимфу, тканевую жидкость), то есть с совершенно очевидным психическим компонентом.
С другой стороны двигательная активность оказывает очень существенное влияние на развитие и состояние психики. Это проявляется в следующем:
Во-первых, движения являются одним из важнейших механизмов познания ребенком, а потом и взрослым, окружающего мира, формы предметов, пространственных характеристик, без чего невозможна полноценная психика.
Во-вторых, движения представляют собой непременный компонент вербальных (звуковая и письменная речь) и невербальных (мимика, жесты) способов передачи информации между людьми, то есть существеннейшее условие развития у человека второй сигнальной системы и, следовательно, мышления, интеллекта – высших психических функций.
В-третьих, афферентные сигналы (проприорецепция), поступающие от органов восприятия в мозг, входят в систему неспецифической активизирующей системы мозга и оказывают, таким образом, тоническое (поддерживающее внимание и способность реагировать) влияние на мозговые структуры, в том числе, естественно, и на те, которые связаны с психическими процессами и состояниями.
В-четвертых, определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность.
В-пятых, двигательная активность, стимулируя деятельность вегетативных (регулирующих деятельность органов) функций, способствует улучшению трофического (управляющего питанием и жизнедеятельностью) обеспечения мозговых структур.
В принципе аналогичная ситуация имеет место в отношении деятельности и внутренних органов, или висцеральных систем (психовегетатики). Однако существуют и некоторые особенности, которые заключаются в следующем:
Таким образом, состояние и деятельность внутренних органов в условиях целостного здорового организма находится в непосредственной зависимости от психической сферы. Это реализуется не только по механизмам условных и безусловных рефлексов, но и прямых влияний мотивационно-эмоцианальной сферы, осуществляемых через вегетативную нервную систему и систему желез внутренней секреции, посредством других биологически активных веществ.
Своеобразие центральной регуляции висцеральных функций заключается в гораздо меньшей выраженности произвольного управления. В обычных условиях только некоторые из них, да и то не в полной степени, имеют такой механизм. Например, дыхание, аккомодация глаз…
В свою очередь деятельность внутренних органов, состояние внутренней среды организма оказывает выраженное влияние на психические процессы:
Приведенные сведения свидетельствуют о естественной, неразрывной связи, взаимной обусловленности психики, моторики (движения) и вегетатики (регуляции деятельности внутренних органов).
Это всего лишь небольшой научный экскурс преподавателей школы танцев для взрослых в Москве в нашу телесность. Но и это исследование позволяет сделать вывод, что, например, наши уроки танцев дают возможность не только изучать различные формы ритмического движения, развивая кругозор и физические навыки. А еще способны оказывать оздоравливающий эффект, поддерживая в тонусе работоспособность мозговых структур и стимулируя регуляцию деятельности внутренних органов. Занятия танцами освежают восприятие, скорость реакции организма в целом, оказывают положительный эмоциональный эффект.
Понимание и использование пропорции в движении оказывает позитивное воздействие на мыслительные процессы и регуляцию деятельности всего организма — подтверждают наши преподаватели в школе танцев для взрослых в Москве.
«Добрая истина заключена в теле, а не в голове говорящего. И мы должны вернуть это реалистичное знание.»
профессор, академик Менегетти А
Почувствуйте красоту и природную грацию своего тела!