Руки, создающие красоту…

На уроках танцев, будь то занятия сольными танцами или танцы в паре, часто люди  большую часть своего внимания  уделяют движениям ног, не обращая внимания при этом на движение  своего туловища, в частности на  движение его верхней части  —   рук, плеч, грудной клетки,  шеи, головы.

В парном танце взаимодействие при помощи рук  между партнерами тоже возникает не сразу.  И не важно, люди давно знают друг друга  или только пару уроков танцев знакомы.

На занятиях танцами можно услышать:

«Я не чувствую рук…»,  «Мои руки какие-то деревянные», «Я не могу широко размахнуться», «Это нереально! (по поводу чередования размашистых и мелких движений  руками»), «Или ноги или руки», «Можно я не буду ими двигать, они мне мешают», «Мои руки и плечи очень быстро устают»…

Интересно,  а ежедневно, шагая из одного места в другое,  мы пользуемся руками слегка или, при быстром движении, очень активно ними помахивая?  Ведь это  естественно, так должно быть при обычной ходьбе пешком  у любого человека, этот принцип   заложен в нашем теле от природы.  Если наши руки ничем не заняты и свободно двигаются вдоль тела,  равномерно распределяется  двигательная  нагрузка  между нижней и верхней частью тела, мы меньше устаем и можем бодро прошагать нужное расстояние. При таком движении легко соединяется «верх» и  «низ»  нашего тела в общем действии.

Однако  в процессе трудовой деятельности,  многие взрослые люди большую часть времени используют как раз либо «верх», либо «низ». У большинства  в основном «сидячая работа»,  а при перемещении пешком практически всегда руки заняты какими-либо вещами – ними редко размахивают.

Мало того, в повседневности мы часто вынуждены сдерживать движения рук в силу разных обстоятельств:

  • большую часть времени мы проводим в людном  месте,
  • находимся в ограниченном пространстве офиса,  или
  • нам необходимо бывает использовать руки продолжительное  время только в определенном наборе движений.

Кто-то из нас активно жестикулирует при вербальном общении, пытаясь подкрепить важность сказанного еще и жестами. А кто-то,  наоборот, очень сдержан в движении. И в одном и в другом случае наши руки могут быть как расслаблены, так и очень напряжены.

«Свободными» руками мы, порой, размахиваем  совершенно «невпопад» и хаотично, невольно мешая,  прежде всего себе,  донести суть произносимого словами до собеседника. А собеседнику это может мешать понять смысл речи, обращенной к нему, так как жесты неожиданно могут противоречить произносимым словам.

Напряженные руки и плечи, практическое отсутствие жестов у говорящего  человека так же может мешать нам в общении, невольно напрягая  обоих собеседников.

У части взрослых людей руки являются инструментом, при помощи которого они осуществляют свою профессиональную деятельность. Во многом результат такой деятельности зависит от точности рук и пальцев, их подвижности, силы, чувствительности.

У других взрослых преобладает интеллектуальная деятельность, связанная с мыслительными процессами, требующая концентрации внимания, сосредоточенности, точности в принятии решения. В процессе такой деятельности мы даже не замечаем, как напрягаются  руки, пытаясь помочь  «найти нужное решение», напрягаются плечи и шея, стараясь удержать максимум внимания на решаемой проблеме,   «не упустить  детали».   Даже дыхание может менять свой привычный темп, отклоняясь от  нормы.

Таким образом, самые разные жизненные обстоятельства невольно, со временем накапливаясь,   могут создавать нам ощущения тяжести, неподвижности  и нечувствительности рук и верхней части тела. Тем самым оказывая влияние даже  на настроение и работоспособность.

Если обратиться к медицине,  мы можем узнать,  что движения верхней частью корпуса, плечами, руками, шеей  активизируют  жизненные энергетические центры, отвечающие за  сердечно-сосудистую и   кровеносную  системы, за органы дыхания и горло, а так же за функции осязания. А у детей и подростков  стимулируют деятельность вилочковой железы, отвечающей за укрепление иммунных сил организма.

Чаще всего говорят о  необходимости развития движения рук, в частности кистей и пальцев (мелкая моторика) у маленьких детей. Указывая, что это способствует развитию  речевых функций и интеллектуальному развитию:  логика,  мышление,   внимание. А так же развитию   ощущения,  восприятия,  координации,  воображения,  зрительной и двигательной памяти.

Но ведь все это нам необходимо и на протяжении дальнейшей  нашей жизни. И иметь эти функции, и поддерживать их работоспособность,  и развивать,  и совершенствовать еще.

Осязание, например, одно из основных видов ощущений. И связано оно,  конечно,  не только с руками.  Чувство осязания складывается из целого комплекса сигналов, поступающих в головной мозг от нервных окончаний (рецепторов),  расположенных в мышцах,  суставах, на поверхности кожи и слизистых оболочек, воспринимающих прикосновение и давление,  температуру,  болевые ощущения, изменение положения тела в пространстве и т.д. В связи с трудовой деятельностью у взрослого человека осязание значительно обостряется на кончиках пальцев рук, благодаря чему поддерживается способность воспринимать качество предметов на ощупь.   Необходимым условием для нормальной мышечной деятельности  является  получение сигналов о положении тела  в  пространстве  и о  степени сокращения  каждой мышцы.  Сигналы такого рода поступают  от  рецепторов мышц  и  суставов и воспринимаются  как  «мышечное чувство»,  «мышечный тонус».  Человек во  многом полагается  на  это  чувство  при движении.

Итак,  в танцах разных народов движения и положение рук самые разнообразные:  вытянуты вдоль тела, раскрыты как  крылья в полете, постоянно плавно двигающиеся руки  и закручивающиеся кисти, ритмичные хлопки и щелчки, совершенно свободные от плеча руки, плавные волнообразные движения рук и кистей…  Латиноамериканские  танцы, Восточные танцы, Фламенко, Классика, Русский народныйХип-хоп

Все эти движения руками помогают выразить   характер танца,  придают ему эмоциональность, передают настроение, подчеркивая своеобразие того или иного танцевального стиля.

Помимо этого,  танцевальные движения с использованием рук и верхней части тела помогают создать более сбалансированное движение, возвращая разным частям своего тела  их естественную подвижность  и координацию, снимая накопившееся напряжение.   Благодаря этому мы приводим в норму и собственное настроение.

«Растанцовывая»  руки,  шею,  плечи, область грудной клетки  в различных современных  танцевальных стилях  — от  сильных размашистых  движений  до  мягких плавных, округлых  —    мы не только делаем наш танец более ярким и эмоциональным,  но, оказывается,  еще  и  стимулируем работу головного мозга в очень важных для нас аспектах:

  • четкого формулирования собственных мыслей,
  • умения  логически рассуждать,
  • выстраивания собственной последовательности действий,
  • развития и выстраивания   связной речи,
  • пробуждаем  творческое воображение,
  • поддерживаем желание творить, создавать.

Уделяя внимание  дыханию при исполнении различных танцевальных движений различной интенсивности,  мы  стимулируем работу  сердечно-сосудистой системы.   А кровеносная система  лучше обогащается   кислородом,  освежая восприятие   всем  организмом в целом.

В школе танцев в Москве  постепенно научаясь  более грамотно,  осознанно  направлять  движения своего тела  (в равной мере «верх»  и  «низ»),  когда оно начинает  «слушаться»  нас самих,  приобретает чувствительность к темпу, амплитуде, характеру танцевального движения,  мы тем самым  тренируем  собственное внимание и память,  собранность,  а не рассеянность.

В парном танце  (бальные танцы, например)  взаимодействие руками – это  целая  своеобразная коммуникация  между партнерами.

В латинских клубных танцах (сальсе, меренге, бачате, ча-ча-ча, румбе, самбе),  а так же в хастлерок-н-ролле, свинге, джайве   движения рук более заметные и яркие.  В  вальсе, фокстротетанго  взаимодействие  может быть на первый взгляд неявным. Но оно обязательно присутствует,  делая движение пары более слаженным и элегантным.

Понятное друг другу  взаимодействие  в  парном  танце мы можем выстроить не сразу.
И здесь необходима практика…   Обычно сначала намерения одного из партнеров станцевать какую-либо танцевальную фигуру бывают не сразу понятны второму.  Преобладает зрительный контроль    движения и обязательно словесные команды.  Руки не успевают за намерениями человека или выражают их неточно, непонятно для партнера.

Постепенно, в процессе  уроков  танцев, улучшается связь между желанием  станцевать определенную парную фигуру   и  действием ног и рук.  Важно так же ощутить баланс  в   силе  взаимодействия  друг с   другом,  чтобы  совместное движение в танце  приобрело  необходимую  ритмичность  и  вместе  с тем  свободу  и  непринужденность.  Стало  естественным,  грациозным,  красивым.

Сама собой  уходит потребность в словесных командах.  Таким образом, на примере парных танцев очень хорошо заметна связь движения руками и вербальной коммуникацией.

И если проводить аналогию между парным взаимодействием и речью,  согласитесь,  нам и в жизни такие навыки не помешают!  Уметь не просто говорить, а быть понятным. Уметь не  «задавить»  собеседника своим превосходством  силы  и напором,   а выстраивать коммуникацию так, чтобы она развивала, обогащала  всех участников общения.

Занятия парными танцами (как,  впрочем,  и  сольными танцами) –  безусловно,  интересный опыт…   И чудесным бонусом здесь является поддержка и развитие своих коммуникативных навыков. Причем, это происходит не специально спланированным актом, а просто потому,  что мы так устроены, как люди.     Через различные формы движений мы можем  придавать  живость   своему интеллекту, тем самым стимулируя его дальнейшее развитие.

Руки,  создающие красоту, говорят о внутренней красоте человека.

Развивая танцевальными движениями    верхнюю часть своего тела,  соединяя  «верх»  с  «низом»,  мы развиваем  и  поддерживаем в себе это стремление к красоте,  к  творчеству,  помогаем себе в поиске прекрасного, светлого, радостного.

Приходите к нам на уроки танцев!