Дышите глубже!

Одно из главных условий для выполнения длительной физической и умственной работы без заметного утомления – правильное дыхание.

О том, что сильное и выносливое дыхание необходимо, знают профессиональные танцовщики, расходующие на сцене или на танцевальных соревнованиях по бальным танцам огромное количество энергии.  Правильное дыхание дает возможность свободно и без мучений, на высоком техническом и эмоциональном уровне выполнить свою работу танцора. Плохо поставленное дыхание и неумение им управлять приводят к быстрому утомлению; исполнение танцевальных элементов становится непосильно трудным, от чего страдает художественная сторона танца, его выразительность; в конце концов организм артиста преждевременно изнашивается.

Постановкой дыхания занимаются не только танцоры! Это и певцы, и спортсмены, и артисты…!  Правильное дыхание помогает людям разных профессий избежать быстрой утомляемости, повышает стрессоустойчивость и иммунные силы организма. Это одно из главных условий для выполнения длительной физической или умственной работы без заметного утомления.

Для понимания того, что происходит в организме во время дыхания, рассмотрим, в качестве примера, дыхание бегуна в обычном состоянии покоя, в состоянии среднего напряжения и на пике напряжения.

В состоянии покоя обычно мы можем наблюдать полное равновесие между наличием углекислоты в организме и ее выделением через легкие. При увеличении физических усилий организм увеличивает выработку углекислоты. Но и дыхание ускоряется, вдохи-выдохи становятся чаще и интенсивнее, тем самым сравнительно легко удаляя избыток углекислоты из организма.  При большом напряжении во время движения вырабатывается очень большое количество углекислоты.  Сердце при этом, уже уставшее от повышенной деятельности, старается справиться с работой за счет более быстрого темпа сокращений. Но все равно не успевает прогнать наполненную углекислотой кровь в необходимом количестве через легкие, а очищенную и насыщенную кислородом подать в артерии.  Как следствие — дыхание начинает задерживаться, возникает его недостаточность. Наступившая при этом нехватка воздуха  говорит о том, что организм не может своевременно восполнить недостаток кислорода. Поэтому появляются одышка, скованность движений, могут побледнеть губы и лицо, стать  рассеянным внимание. Может возникнуть чувство страха, головокружение, ощущение нехватки воздуха (душно), возникнуть обморочное состояние.

Резкое снижение трудоспособности, ощущение сильного утомления и скованности в ногах, стеснение в груди – все это следствия нарушения дыхания. Часто такое состояние является причиной прекращения движения (иногда спортсмены даже сходят с дистанции).

Момент возникновения такого тяжелого состояния усталости у бегуна называют «мертвой точкой». Опытный спортсмен усилием воли преодолевает эти мучительные ощущения, заставляет себя продолжать движение, стараясь по возможности не снижать темпа. Что же происходит потом? Спустя некоторое время наступает облегчение и человек оказывается в состоянии продолжать бег – приходит так называемое «второе дыхание».

Практически не существует движений, в которых дыхание не имеет значения. Человек, умеющий правильно дышать, способен на большие достижения до старости. На занятиях танцами и телесными практиками «Пробуждение жизни» и «Радость каждого дня» в нашей школе танцев в Москве  мы обращаем внимание на постановку правильного дыхания.

Потому что, когда легким требуется воздух во время разнообразных танцевальных, оздоровительных или спортивных движений, важно правильно дышать, чтобы тело получало кислород в необходимом  объеме, правильно выбирать интенсивность дыхания и избегать задержки дыхания. Чтобы постепенно преодолеть ощущение духоты, нехватки воздуха, которое может возникать в процессе выполнения непривычных для тела движений, непривычной интенсивности движений. Ведь к нам приходят на занятия люди, которые большую часть рабочего времени проводят сидя или стоя, редко меняя позу. И даже, если в процессе рабочего дня человек много передвигается, обычно у него нет времени обратить свое внимание на правильность дыхания.

При  нормальном дыхании в состоянии покоя сила двигательной мускулатуры используется минимально. Зато при усиленном дыхании, вызванном оздоровительными упражнениями либо танцевальными движениями различной амплитуды и различного темпа, возрастают амплитуда и частота дыхательных движений. В этих случаях существенно возрастает сила сокращения дыхательной мускулатуры. Поэтому физические движения – танцевальные, или движения из телесных практик, или спортивные – хорошо  развивают силу дыхательных мышц.

В гимнастических, спортивных и танцевальных упражнениях при сокращении мускулов упражняются и укрепляются не только мускульные волокна; влияние этого процесса испытывают и имеющиеся в мышцах кровеносные сосуды, которые сжимаются при сокращении мышц и расширяются при их расслаблении. В сократившейся мышце уменьшается содержание крови – идет ее отток туда, где нет такого давления. За счет этого сосуды переполняются кровью, их стенки активно упражняются. Если расширение сосудов не переходит допустимых границ, то вся кровеносная система сохраняет здоровое напряжение, и сосуды предохраняются от обызвествления, известного всем артериосклероза.

Воздух необходим для нашего организма, как пища и вода. Кислород воздуха потребляется эритроцитами — красными кровеносными тельцами. Соединяясь с их красящим веществом – гемоглобином, кислород распространяется по всем тканям. Мышечная работа в процессе занятий танцами или оздоровительными практиками требует большого количества кислорода,  что вызывает увеличение количества красных шариков и гемоглобина в крови. А это в свою очередь позволяет успешнее осуществлять все функции организма и положительно влияет на работоспособность.

В итоге сердце, натренированное упражнениями танцевального экзерсиса, активно продвигает насыщенную кислородом кровь в самые отдаленные части нашего тела. А так как именно кровь служит переносчиком кислорода и углекислого газа между тканями и легкими, то в этом транспорте газов заключается дыхательная функция крови.

Нормальные дыхательные движения предполагают равномерный ритм и полную глубину вдохов и выдохов. Они помогают сопротивляться усталости. Частота дыхания зависит от нашей воли — мы имеем возможность произвольно ускорять или задерживать его.

При хорошем, ритмичном дыхании кровообращение в области грудной клетки равномерно и без перебоев. Сердце работает беспрепятственно, так как вся сеть кровеносных сосудов включена в процесс постоянной смены расширений и сужений – то есть, постоянно упражняется.

На уроках танцев или телесных оздоровительных практик в нашей школе танцев в Москве мы обращаем внимание учеников на то, как использовать различную частоту, глубину и интенсивность дыхания в процессе выполнения тех или иных движений (например, спокойный вдох в момент размаха, а выдох в момент напряжения мышц), а так же после их окончания. Поясняем, что следует избегать сбитого ритма дыхания, задержек дыхания, которые возникают и при глубоких наклонах вперед, сдавливающих грудную клетку, и при перенапряжениях, и в процессе разучивания новых движений. Обычно задержка дыхания происходит непроизвольно, и это может отрицательно сказаться на общем состоянии организма (жарко, душно). Поэтому надо стараться избегать задержки дыхания,  либо  производить задержку дыхания  осознанно и в нужный момент выполняемого упражнения или танцевального движения.

Координация дыхания с движением зависит от количества кислорода, требующегося организму. Эта потребность не для всех людей одинакова. Поэтому, с одной стороны надо пользоваться основными физиологическими закономерностями человеческого дыхания, а с другой – прислушиваться к своему организму и находить свою индивидуальную потребность  глубины вдоха и выдоха.

Чтобы избежать  нежелательных явлений и ощущений в процессе занятий,  чтобы дыхание всегда было свободным и выносливым, необходимо придерживаться определенных правил:

  •  Вдох обязательно делать через нос, выдох – через рот;
  •  Никогда не следует выполнять дыхание насильно, так как это нарушает естественный физиологический процесс и вызывает излишнее мышечное напряжение; выдох должен быть спокойным и как можно более полным – тогда и вдох будет наиболее полным, а значит – в легкие поступит наибольшая порция кислорода, нужного для окислительных процессов, для питания организма и вентиляции легких;
  • В обучении  правилам дыхания мы стараемся соблюдать последовательность и не форсировать процесс обучения координации движения с дыханием. Равномерность ритма дыхания важна с первых занятий;
  • Мы следим за достаточным проветриванием наших классов для занятий в школе танцев в Москве (насколько это возможно в городских условиях).

Посещение различных занятий, не связанных напрямую с трудовой деятельностью, помогает научиться господствовать над своими настроениями и капризами, побеждать лень и излишние опасения, дисциплинировать себя, действовать всегда нужным оптимальным образом.  Придерживаясь таких принципов, мы расширяем поле своей деятельности и сводим до минимума неконструктивную роль случая в своей жизни.

Постепенное формирование в процессе занятий привычки легко и свободно, естественным образом распоряжаться своим телом, быть хозяином своего тела, в различных жизненных обстоятельствах проявляется  в готовности действовать и в уверенности в себе.

Все вышеперечисленные качества входят в комплекс моральных качеств, называемых «спортивный дух». Человек, обладающий настоящим спортивным духом, прежде всего:

  • Не боится усилий,
  • Любит преодолевать затруднения,
  • Способен проделать огромную работу,
  • Отвечать за нее (свою работу),
  • И довести ее до конца!

Современные подходы к занятиям танцами или телесно-оздоровительными практиками помогают добиться необходимой уверенности в себе, произвольного владения своими мышцами и дыханием, деятельностью сердца.

Умение управлять своим состоянием играет в высшей степени положительную роль, так как создает благоприятные условия для творчества и развития своего мастерства не только на занятиях в нашей школе танцев в Москве, но и в различных жизненных ситуациях.

«Владение собственной телесностью обеспечивает более уверенное воплощение собственного «Я».

Познать свое тело – значит защитить факт своего рождения, способствовать рождению своего «Я», найти меру любого познания…

…Отталкиваясь от собственной уникальности, можно постичь уникальность другого, способствуя тем самым гармоничности отношений».

                                                         Академик, профессор Антонио Менегетти