Мы чувствуем себя хорошо, но понимаем, что можно расширить пределы своих возможностей. Может быть, хотим стать гибче или стройнее. Нами движут любознательность и интерес: как жить полнее, использовать все возможности своей человеческой жизни?
Какая несправедливость!», — часто думаем мы о себе, порой пеняем на родных, что явно не те гены красоты в нас заложили и теперь мы не можем надеть вон ту юбку, или эти брюки «в обтяжку», или майку вот с таким вырезом, от обуви на каблуке чаще всего отказываемся, потому что больше пяти минут в ней стоять почему-то не можем, а как в ней ходить — не знаем. Руки у нас, как правило, «как крюки», ноги вообще «не оттуда растут», вот тут надо немного убрать, здесь не мешало бы добавить… часто говорим мы о своей внешности. А хорошо ли мы при этом ощущаем свое тело?
Многие люди впервые начинают чувствовать тело потому, что боль от травмы или хронического заболевания стимулирует их искать разные способы укрепления здоровья после пройденного традиционного лечения – хирургического или медикаментозного.
Другая мотивация телесных практик исходит из естественного для человека стремления к здоровью и оптимальному функционированию. Мы чувствуем себя хорошо, но понимаем, что можно расширить пределы своих возможностей. Может быть, хотим стать гибче или стройнее. Нами движут любознательность и интерес: как жить полнее, использовать все возможности своей человеческой жизни? Сейчас уже ни для кого не секрет, что большинство из нас использует лишь малую часть своих способностей. Обычно это относят в основном к возможностям мозга, но разум тела также остается в значительной мере незадействованным.
Как жить творческой жизнью? В чем секрет здоровья и долголетия?
Неважно, что именно подтолкнуло нас обратиться к своему телу — желание лучше себя почувствовать или стремление действовать эффективнее, быть успешнее в собственной жизни, стать более развитым, внутренне и внешне красивым. Этот шаг открывает перед нами возможности и приносит не только облегчение, к которому мы стремимся, но также знания и силы, до того неизвестные.
Это «знание себя» — не теоретическое «знание из головы». Это знание, которое возникает в теле, знание «нутром». Оно приходит скорее изнутри от тела, чем снаружи, соединяя теорию с практикой.
Практически круглосуточно мы пребываем в информационных потоках различной интенсивности, воздействующих на нас через различные каналы восприятия: слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный, осязательный. Мы эти потоки воспринимаем и в свою очередь – производим.
Если сенсорные системы перегружаются сверх нормы, тело постепенно начинает блокировать то, что слышит, видит, чувствует и обоняет, чтобы прожить день. Излишняя стимуляция каналов восприятия может привести к онемению и даже к бесчувственности тела или его отдельных частей. Или человек теряет чувствительность, потому что раньше чувствовал боль и отключил свое сознание от этого места – источника страдания. Так, можно перестать ощущать боль. Но вместе с тем, со временем, лишиться того, что приносит радость. Не осознавая отсутствие чувства в теле, мы, тем самым, лишаем себя всякой чувствительности, сужая ощущения и восприятие до небольшого ограниченного спектра.
Телесные практики способствуют расслаблению тела, помогают снять излишнее мышечное и, как следствие, умственное напряжение. Осознание соматических (телесных) ощущений вновь оживляет чувствительность, пробуждая нас к осознанию собственной интуиции.
Это также средство упорядочить темп даже самой бурной жизни, стать способным физически ощущать каждый ее момент. Тело укрепляет нас в настоящем, в точке, где время кажется полным и протяженным, а не кратким и ограниченным. В этом состоянии покоя мы отдыхаем, учимся, меняемся, исцеляемся.
В последние годы широкое распространение получили различные практики развития телесности. Популярными стали восточные единоборства, фитнес, занятия танцами. Что есть что? Чего ждать от одного вида телесных занятий, а чего – от другого? Каковы их возможности и ограничения? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте подробнее рассмотрим эти виды движений.
Только через познание своей внутренней энергии и естественных сил самовосстановления тела мы можем исцелять и активно изменять себя. Искусства движения Индии, Китая и Японии – цигун, боевые искусства и йога – похожи на восточные искусства исцеления, так как оказывают как профилактическое, так и лечебное воздействие. Их отличие состоит в том, что здесь никто не уравновешивает нашу жизненную силу и энергию внешними средствами, например иглами, надавливанием, растениями или теплом. Самый важный элемент – это наше активное вовлеченное участие, так как именно мы двигаем и направляем ци и создаем возможность свободного течения жизненной энергии в нашем теле. Обучаясь этому – то есть, учась чувствовать свою энергию,- мы так же учимся понимать и чувствовать энергию других людей. Это чувствование играет важную роль в укреплении здоровья и отношений с людьми. Чтобы правильно выполнять движения, необходимо, прежде всего, опираться на ощущение себя изнутри и только потом выверять внешнюю форму.
Хотя восточные искусства движения порой могут казаться простыми, они требуют исключительного внимания к собственному телу и уравновешенности, которые приходят благодаря терпению, дисциплине и сконцентрированному осознанию. И здесь, конечно же, необходимо собственное духовное развитие и рост, чтобы научиться созидательно управлять собственной энергией.
Реальная ценность изучения боевых искусств не только в демонстрации физической силы (например, разбивание кирпичей). Она состоит еще и в том, что эти искусства рассказывают нам, обучая принципам самозащиты, что мы гораздо больше способны к осознанию опасности, энергии, мужеству, состраданию и дружелюбию, чем привыкли думать.
Другое основание для заботы о теле – попытаться не потерять то, чем мы мало пользуемся. Порой говорят, что за любым техническим нововведением стоит утерянная человеческая способность, и чем больше мы полагаемся на технологии, тем меньше – на свое изумительное наследие, на психосоматические, психофизические возможности, которые не развиваем. Иными словами – в эпоху технического прогресса мы настолько малоподвижны, что великолепный мышечный корсет, которым от природы наделено человеческое тело, постепенно атрофируется.
Мы, конечно не в первобытных джунглях живем и не охотимся на мамонтов, но в «джунглях большого города» человек должен ощущать себя не менее сильным, ловким и выносливым, побеждающим лень и ригидность (неспособность изменить программу деятельности в условиях, требующих ее перестройки), чтобы развиваться, быть созидателем и привносить новизну в ту жизнь, которую проживает каждый день.
Чувствовать и поддерживать мышечный тонус, восполнить недостаток активного движения помогают занятия фитнесом. Действительно, трудно пройти мимо его достоинств, настолько он уникален и эффективен. Fitness в переводе с английского означает соответствие. В чем же заключается «соответствие» фитнеса? Оказывается, вся суть в соответствии разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья: различных комплексов физических упражнений, ритмической гимнастики, занятий на тренажерах, методов каланетики, силовых тренировок. Фитнес-комплекс должен быть тщательно продуманным и сбалансированным, то есть соответствовать потребностям собственного тела: разные виды упражнений и разная степень силовой нагрузки позволяют двигать разными группами мышц, поддерживая их тонус, а весь комплекс в целом равномерно корректирует фигуру. Но если этого соответствия и баланса нет, существует риск подорвать себе здоровье, занимаясь всеми составляющими тренинга сверх всякой меры.
Более простой способ чувствовать себя активными, бодрыми, выносливыми – занятия аэробикой. Прежде всего, основная цель аэробики – обеспечение хорошей вентиляции легких. Движения в ней достаточно просты и поэтому подходят для самого разного возраста, в отличие от фитнеса, который требует большей нагрузки, из-за чего он подходит не всем людям. От аэробики не стоит ждать, что с ее помощью за сравнительно короткий срок ощутимо произойдет коррекция фигуры.
Строго направленная коррекция фигуры – цель занятий шейпингом. То есть не общая равномерная коррекция, как в фитнесе, а коррекция тех зон тела, которые в этом нуждаются (их обычно называют проблемными).
С помощью телесных практик можно научиться по-другому смотреть на тело – не как на источник боли, но как на источник удовольствия. Ведь если попробовать вспомнить свои особенно приятные переживания…, то часто нам их приносит именно собственное тело.
На самом деле, оказывается, удовольствие – это не роскошь, а эволюционное понятие. Мы нуждаемся в нем так же, как в витаминах, воде, тепле и углеводах. Удовольствие сообщает нам, какие способы поведения, эмоции, социальные модели и вкусовые предпочтения сослужили нам хорошую службу в ходе эволюции. Они переживались как удовольствие и вошли в генетический код племени, народа, нации, планеты очень давно, сотни тысяч лет назад.
Одно из таких удовольствий, дошедших до нас через тысячелетия – танец.
В современной культуре во внутреннем, неосознанном определении танца, он всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, «полетом», творчеством.
Истоки танца теряются в глубине веков. Это древнейшее искусство родилось одновременно с появлением человека как определенная физиологическая потребность в ритмическом движении. Чувствуя себя неотъемлемой частицей окружающего мира, люди имитировали в танце звуки и движения, которые видели вокруг себя: движения животных, ход небесных сфер… Древние верили, что благодаря тайной симпатии, вещи воздействуют друг на друга на расстоянии. И танец стоит в одном ряду с так называемой симпатической магией, «принцип действия» которой – «сходное вызывает сходное».
В танце иногда человек не просто механически имитировал движения животных, а «входил в образ». Так лоди думали, что эта сила перевоплощения — лучшая возможность слиться с Природой, прочувствовать всю ее силу и многообразие внутри себя (изображая какое-либо животное, человек считал, что так он приобретет качества, присущие именно этому животному: силу, скорость, хитрость, легкость, гибкость…).
Другие люди при помощи танца пробуждали собственные природные силы, усиливая свои лучшие человеческие природные качества, пробуждая таким образом собственную интуицию для достижения цели: добыча пропитания, строительство дома, выбор места для огорода или сада. Так же, стремясь вписаться в Природу, не нарушая ее гармонии. При этом не теряя собственной идентичности (т.е. своей сути человека как есть)…
Итак, сущность танца – движение. Но по жизни мы совершаем массу различных движений, которые танцем никак не назовешь. И здесь важно рассмотреть вторую характеристику танца – ритмичность. Между музыкой и танцем существует связь более глубокая, чем это может показаться на первый взгляд. Например, Пифагор полагал, что мир появился из хаоса благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции; что семь планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам. В результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, но в нашей земной жизни мы погружены в шумы и звуки нашего органического окружения и не способны слышать музыку движущихся сфер.
Существует еще одна древняя гипотеза, что музыка – это чувственное восприятие числа. И если порядки чисел и их сочетания, на которых строится музыкальная мелодия, воспринимаются нашим существом чувственно, то это потому только, что наше тело в его долгой биологической эволюции строилось в тех числовых комбинациях, которые теперь звучат нам в музыке…
Музыка есть в буквальном смысле слова память нашего тела об истории творения. Поэтому каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый звук, как его резонанс, будет рождаться жест.
Быть может, танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств… Может, оно выше музыки, выше поэзии… Потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса.
В последние десятилетие в Италии и Бразилии родились два совершенно уникальных направления самовыражения через танец: мелолистика и мелоданс. Помимо эстетического наслаждения от ритма, движения, целостной гармонии, они дают заряд жизненных сил, снимают стресс, восстанавливают природную грацию человеческого тела. Сейчас и мы имеем возможность постепенно знакомиться с ними, учиться применять с пользой для себя…
Конечно, наш мир бесконечно разнообразен, остается определиться с целью – чего мы хотим от занятий и сделать свой выбор, разумно сочетая различные виды телесных практик.
При этом важно понимать, что каждая практика своеобразна и невозможно от одних занятий ждать эффекта как от других. Стоит ли приходить в танцевальную школу, если ваша цель – спортивная тренировка мышц или задача за два дня быстро сбросить вес, а, получая хорошую физическую нагрузку, занимаясь фитнесом, можно ли ждать от него, что мы научимся танцевать…